Управление временем: личностный рост и самоорганизация

Личностный рост и самоорганизация это две параллельные прямые, которые не могут существовать одна без другой. Они взаимосвязаны и подталкивают друг друга к продолжению движения. Люди привыкли представлять развитие личности в виде подъема на высокую гору, поэтому движение — незаменимый атрибут прогресса.

Чтобы правильно распределить свои силы и не тратить время на «мусор», который окружает и отвлекает вас от цели используют эффективное управление временем или же тайм-менеджмент. В этой статье вы узнаете много интересного о времени и самоорганизаци. Это поможет вам достичь целей и развить в себе множество полезных черт и привычек.
личностный рост и самоорганизация

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Если вам не хватает 24 часов в сутках, чтобы выполнить все задуманное и при этом не чувствовать себя измотанным и разбитым, то вы либо никогда не слышали о тайм-менеджменте, либо слышали, но не пытались применить его на практике. Есть еще третий вариант: вы честно пытались обуздать свое время, но тщетно. Во всех трех случаях этот материал пойдет вам на пользу.

Что такое тайм-менеджмент?

Тайм-менеджмент – это наука об управлении временем, рассказывающая, как успевать все на работе, дома и в личной жизни. Существует множество трудов, посвященных этому наболевшему для большинства людей вопросу. В основном выделяют несколько общих правил.

Правило №1: Строим планы

В первую очередь, стоит научиться правильно распоряжаться своим временем, чтобы его хватало на все важные сферы, то есть планировать. Планировать не только в голове, но и на бумаге. Для таких целей очень здорово иметь ежедневник. Да — да, это общеизвестная истина, но почему-то применяют ее далеко не все. Многие книги по тайм-менеджменту советуют составлять план накануне вечером, чтобы хорошо обдумав завтрашний день, выделить все вопросы, требующие решения.

К тому же, стоит уметь отделять действительно важные и срочные дела от менее значимых, и делать это опять же в письменной форме. В этом поможет такой инструмент, как «Матрица Эйзенхауэра». Смысл ее в том, что каждое из намеченных дел необходимо определить в одну из четырех групп:

1. Важное и срочное
2. Важное и не срочное
3. Срочное, но не важное
4. Не срочное и не важное

Таким образом, распределив все задачи по группам, видим, что нужно делать в первую очередь (группа №1). Эти авральные ситуации необходимо свести к минимуму. Как? Ну, хотя бы не откладывать дела из второй группы.

К примеру, в списке важных, но не срочных дел у вас долгое время висит профилактический осмотр у стоматолога. Но в силу каких-то причин (лень матушка, патологическая боязнь жужжания сверлящих инструментов и т.д, и т.п.) ваш визит постоянно откладывается. И вот нежданно, негаданно, заболел зуб.

Да так сильно, что посещение врача переходит в разряд дел важных и срочных. Как итог — испорченное настроение, зубная боль и поломанные планы. Не игнорируйте дела из второй группы, дабы уберечь себя от лишних стрессов.

Группа №3 – то, что требует срочности, но если не выполнить – мир не рухнет. Например, звонок друга/подруги. Ответить надо сейчас, но можно и потом перезвонить.

Личностный рост и самоорганизация

Дела для безделья и зачем они нужны

И к последней группе относятся те занятия, которые, по большому счету, не приносят пользы: компьютерная игра, зависание в соцсетях и подобное. Хоть такие дела и бесполезны, но, что уж греха таить – побездельничать иногда хочется.

Но не позволяйте таким занятиям затянуть себя в пучину безделья! Для этого можно ставить временной лимит: через 20 минут я выхожу из Вконтакте и начинаю подготовку к экзамену (разработку проекта, стирку белья, забивание гвоздей – кому что). Ну и, конечно, данные себе обещания выполняйте безоговорочно. Иначе, как говорится, удачи не видать.

Такой подход поможет вам сориентироваться, за что браться в первую очередь, а что может подождать. Планирование дня – это не только полезно, но и приятно: вечером наглядно видишь, что прожитый день был плодотворным (или же, наоборот — что поможет сделать правильные выводы).

Если вас не вдохновляет составлять таблицу, можно обойтись обыкновенным списком дел. Но, тем не менее, стоит выделить (например, восклицательным знаком) наиболее важные задачи, чтобы не распыляться на другие, более мелкие и бесполезные.

Личностный рост и самоорганизация
Правило №2: Завтра уже наступило

 

В тот же вечер, когда составлен план, можно начинать его выполнять. Особенно это подходит тем, кто обычно очень многое хочет успеть в течение следующих 24 часов. Можно взяться за пункты наиболее легкие и требующие меньшего количества времени. Наведение порядка в важных бумагах, уборка на полке с одеждой или телефонный звонок – возможно, это займет не больше четверти часа, зато следующий день будет уже не так загружен. Именно такие мелкие дела и мешают вовремя завершить все задуманное.

Правило №3: Делу время, потехе час

Большинство людей, трудящиеся пять дней в неделю, привыкли все домашние и личные дела откладывать на выходные. Якобы, с работы и так уставший прихожу, еще чем-то заниматься… Нет уж, потерпит до субботы. А в выходные хочется еще отдохнуть, позаниматься любимыми делами, встретиться с близкими людьми. В итоге, либо все сделано, но в понедельник мы чувствуем себя еще хуже, чем в предыдущую пятницу; либо же отдых удался, но большинство задач так и остались нерешенными.

Ладно бы так случалось изредка, а то у некоторых – это в порядке вещей. Отсюда все депрессии, ощущение неполноты жизни, впечатление, что жизнь состоит только из решения накопившихся проблем. Поэтому, отбрасываем ежевечернюю лень! В принципе, суть таже, что и в пункте 2: в течение недели записываем дела, которые нужно сделать в выходные или составляем матрицу на неделю и, по мере пополнения списка, начинаем делать самое элементарное по вечерам в будни. Увидите, как ваши выходные станут свободнее, появится время на семью, развлечения и хобби.

Личностный рост и самоорганизация

Правило №4: Себе любимому

Обязательно выделяйте под личные интересы необходимое количество времени. Только не стоит забывать о рациональном распределении своих временных, эмоциональных и энергетических ресурсах: чередуйте сложное с более легким, не особо приятное с тем, что доставляет удовольствие. Главное, чтобы на отдых отводилось либо четко ограниченное количество времени (допустим, почитать книгу – один час), либо, если сложно заранее предугадать, сколько займет, к примеру, встреча с друзьями, то просто оставляем выполнение этого пункта на тот момент, когда все остальные уже будут обозначены жирной галочкой (или обведены кружком). Иначе, велик соблазн растянуть свой «релакс» до самой ночи, оправдывая себя мыслью, что отдыхать тоже нужно.

Ну вот, в общем-то, все предельно ясно: планируйте, расставляйте приоритеты, не забывай про отдых и все, тайм-менеджмент освоен! Личностный рост и самоорганизация рабочего и свободного времени дадут вам глоток свежего воздуха и освободят от постоянного груза мелких проблем. Однако, многие люди, как ни стараются, все равно продолжают жить по принципу «ничего не успеваю». В чем же дело?

Тип личности: личностный рост и самоорганизация

А дело в том, что выбирая метод организации времени, необходимо учитывать свой тип личности. В соционике есть разделение людей на два основных типа: рационал и иррационал. Рационалы отличаются эмоциональной стабильностью, предсказуемостью. Они могут управлять своим состоянием.

Для них характерна собранность, последовательность и четкость мысли. Иррационалам, напротив, свойственна частая смена настроения без видимых причин, и контролировать свое эмоциональное состояние для них проблема. Они, в отличие от своих антиподов – рационалов, склонны менять свои увлечения, профессию. Им необходимо менять род деятельности, иначе им станет скучно и продуктивность их сильно упадет.

Классический тайм-менеджмент эти люди воспринимают как рамки, ограничивающие свободу. Если для рационалов подходят все вышеописанные методы, то иррационалам нужно потрудиться, чтобы подобрать к себе ключ. Итак, для начала нужно определиться, к какому типу вы относитесь.
Признаки рационального типа:

  •  Ваша работоспособность почти не зависит от вашего настроения;
  • Вы спокойно переносите однообразную работу;
  • Предпочитаете все раскладывать по полочкам;
  • Любите составлять четкие планы и очень огорчаетесь, если их по внешним причинам приходиться менять;
  • Вам комфортнее, когда все лежит на своих местах;
  • Вам часто бывает трудно расслабиться;
  • Ваши движения лишены плавности.

Признаки иррационального типа:

  • Ваша работоспособность очень зависит от настроения. Чтобы выполнить какое-либо дело необходимо поймать нужный настрой;
  • Вы хотите заниматься многими вещами одновременно;
  • Вас не пугают непредвиденные обстоятельства;
  • Однообразие и рутина угнетает вас;
  • При рассказе часто теряете нить рассуждения, отвлекаясь на ассоциации;
  • Много жестикулируйте;
  • Ваши движения лишены резкости.

Личностный рост и самоорганизация

Тайм-менеджмент в жизни иррационалистов

Определились? Отлично! Если вы относитесь к последовательным рационалам, то четкое планирование – ваш конек. Если будете действовать согласно стандартным советам по управлению временем, то скорей всего вы преуспеете.

Если вы, наоборот, творческий иррационал, то вам требуется особый подход к самоорганизации. Например, не составляйте список дел на день – вы скорей всего не выполните все пункты, а это чревато самобичеванием. Для вас будет оптимальным составлять план на ближайшее время, не ограничивая себя четкими рамками.

Дела, которые требуют решения к конкретным срокам, выделяйте как срочные и указывайте дату, когда их нужно закончить. Так вы сможете выбирать из списка то, к чему именно сейчас лежит душа, но в то же время все будет под контролем и авральных ситуаций удастся избежать.

Если вам сложно приступить к делу, которое выполнить нужно, но не особо хочется, то можно определить четкий промежуток времени, в течении которого вы будете этим делом заниматься. Например, вам нужно подготовить какой-либо отчет. Пообещайте себе, что ровно через полтора часа вы приступите к более приятному занятию, а сейчас полностью погрузитесь в составление отчета. Возможно, вам данный способ поможет настроиться на рабочий лад. Но такой способ лучше не использовать, если отчет сдавать уже завтра.

Личностный рост и самоорганизация, которая требует большей дисциплинированности и эмоционального контроля необходима обоим типам людей. Как иррациональный, так и рациональный тип очень зависимы от человеческих факторов, поэтому тайм-менеджмент поможет обуздать некоторые вредные привычки и станет хорошим союзником в борьбе с ленью.
Личностный рост и самоорганизация

Заключение

В любом случае, учитывайте, что, возможно (и даже наиболее вероятно, так как абсолютно чистых типов не бывает), в вас присутствуют черты как рационала, так и иррационала, а значит, можно совмещать подходы к организации времени. И все-таки, каждый человек – это особенная, неповторимая личность, поэтому, что подойдет в достижении наибольшей эффективности именно вам, можно узнать только методом проб и ошибок. А значит, экспериментируйте, меняйте подходы, не забывая анализировать результаты и улучшайте свою жизнь!

Так же вам может быть интересно: