Психологическая подготовка ребёнка к школьному периоду жизни, эффективная мотивация к обучению возможна!

Поход в школу – важный и значимый этап в жизни ребенка и родителей. Не для кого не секрет, как подготовить ребенка к школе. Достаточно просто записать на подготовительные курсы или ежедневно заниматься самому, чтобы научить его читать, писать и считать. Но все намного сложнее обстоит с психологической подготовкой. Все родители слышали об этом, но мало кто знает, какие основные компоненты психологической готовности к школе.

Психологи выделяют 4 компонента психологической готовности к школе:

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

компоненты психологической готовности к школе

  1. Личностно-социальная готовность – умение общаться как со взрослыми, так и с детьми. Не все первоклассники умеют общаться, особенно те, кто не посещал детский сад. Ребенок должен уметь контактировать с другими, прилагать совместные усилия для достижения определенной цели, уметь разруливать конфликтные ситуации.
    Формирование готовности к школе, по сути, начинается с 3-х лет. Родители должны предоставить возможность разнообразного опыта общения – со сверстниками, детками помладше и постарше, взрослыми. Очень часто родители при общении влазят в разговор, сами за него отвечают или подсказывают. Этого делать категорически нельзя.
    Кроме того, нужно приучать малыша к толпе, чтобы он не боялся большого скопления людей. Берите его с собой на концерты, крупные мероприятия или людные места.
    2. Эмоционально-волевая готовность. Часто бывает такая ситуация, что пока ребенок готовится к школе в саду, с педагогом или на курсах, ему очень нравится и он с энтузиазмом выполняет задания. Но как только начинается школа, он отказывается учиться, говорит, что ему тяжело или неинтересно. Конечно, частично это и проблема в системе образования, но нужно понимать, что в школе уроки не всегда будут интересными, увлекательными, а уж тем более в игровой форме.
    Поэтому, важный признак готовности к школе – умение делать то, что нужно и не бояться трудностей.
    Как родители могут приучить к тому, чтобы высидеть занятие? В этом помогут настольные игры, в ходе которых нужно будет дождаться своего хода, подумать, выбрать стратегию.
    3. Интеллектуальная готовность – один из компонентов психологической готовности к школе. Здесь речь идет о том, насколько мозг готов к труду, умению думать, анализировать, делать выводы. Дошкольник должен уметь сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
    4. Мотивационная готовность к школе – положительное отношение к школе, учебе, учителю и себе.
    Мотивация ребенка к обучению должна закладываться с раннего возраста. Согласно возрастному периоду, родители должны развивать эти навыки, поддерживать его интерес к изучению и исследованию мира.

В дошкольном возрасте формируется самосознание, дошкольник учится принимать решения, делать выбор. Родители в этот период должны заложить понимание того, что учиться и познавать что-то новое – это очень интересно. И говорить о том, что, когда он пойдет в школу, он узнает много всего удивительного.

Методы мотивации обучения

Какими же методами можно развить мотивацию к обучению?

психологическая подготовка

  1. Ранжирование мотивов. Если ваш ребенок любит стихи больше, чем сказки, начните с ним изучать алфавит, цифры в стихотворной форме. Мотивируйте его познавать новое теми способами, которые ему больше всего подходят в этом возрасте.
    2. Рассказывайте ему о школе только самые позитивные моменты. Как интересно быть школьником, как много друзей у него будет. Сколько новых знаний он получит и будет знать ответы на все вопросы. Пофантазируйте, будто он директор школы или создает школу будущего. Пусть придумает, какие предметы они будут изучать. Расскажите, что в школе есть уроки рисования, пения, физкультура. Можно участвовать в олимпиадах, получать грамоты и награды.
    3. Не ленитесь много говорить на разные темы. Об искусстве, театре, кино, живописи, музыке. Чем разностороннее будут его интересы, тем больше будет повышаться мотивация ребенка к обучению.
    4. Приобщайте дошкольника к разносторонней общественной жизни. Ходите с ним в театр, на концерты, встречи, экскурсии. Расскажите о том, что в школе также часто устраивают походы и экскурсии. Покажите фотографии со своей школьной жизни. Как весело и увлекательно проводить время с школьными друзьями.
    5. Отлично работает принцип мотивации: «сделал – свободен». Пусть с ранних лет привыкает к усидчивости. Выучим стих – пойдем гулять, поможешь убрать в комнате – сможешь посмотреть мультфильм. Приучайте к тому, что любое дело нужно доводить до конца. Расскажите, что в школе есть уроки и перемены. После занятия можно поиграть с одноклассниками в игры или в школьном дворе.
    6. Никогда не критикуйте ребенка, хвалите заслуженно за каждое его усилие. Хвалите не за само действие, а за готовый результат. Никогда не жалейте добрых слов. Расскажите, что вам будет очень приятно, если учительница будет хвалить ребенка за его старания. Он должен знать, что вы им гордитесь.

По сути, психологическая подготовка к школе – это вся дошкольная жизнь ребенка. За это время нужно научить его быть внимательным, подключать воображение, развивать память, речь и восприятие. Также немаловажным компонентом психологической готовности к школе является восприятия самого себя, своего социального положения в коллективе. Именно поэтому, посещение детского сада является очень важным условием психологической подготовки к школе.

Какие трудности могут возникнуть у ребенка при подготовке к школе?

психологическая к школе подготовка

  1. Неусидчивость. Очень часто ребенку не хватает терпения довести начатое дело до конца. Родители должны помогать ребенку справиться с задачей, тогда он привыкнет доводить начатые дела до конца.
  2. Не умение соблюдать правила и дисциплину. Поэтому, с раннего возраста нужно приучать детей к правилам. Лучше всего развить эту способность помогают настольные игры.
    3. Неумение обобщать и классифицировать предметы. Чтобы справиться с этой задачей, можно использовать игры с картинками. Например, что здесь лишнее или как можно обобщенно назвать все нарисованные предметы.
    4. Нежелание учиться. Чтобы ребенку хотелось познавать что-то новое, нужно его постоянно заинтересовывать. Не просто читать ему книги, а в игровой форме ставить разные эксперименты, водить в музеи, выставки животных. Привлекать его к таким занятиям, как ремонт с папой автомобиля или велосипеда, мытье посуды, приготовление пищи.

Сейчас существует много методик, по которым можно заниматься с ребенком. Это методика Зайцева, Глена Домана, Жуковой, Миниярова.

Приведем некоторые примеры упражнений, который помогут ребенку психологически подготовиться к школе:

  1. Упражнение на развитие памяти и внимания «Что изменилось?». Положите перед ребенком в ряд около 5 игрушек, пусть он запомнит, где они расположены, как выглядят, в чем одеты куколки и т.д. Попросите ребенка отвернуться и измените что-то. Пусть малыш все вернет на свои места. Со временем, это упражнение можно усложнять, добавляя количество игрушек и меняя аксессуары местами.
    2. Для развития логического мышления и фантазии отлично подойдет упражнение «Придумай историю». Разложите картинки или предметы, связанные с учебой, и по ним расскажите интересную историю. В следующий раз разложите другие картинки или предметы и пусть ребенок сам придумает историю.
    3. Напишите в ряд много цифр и попросите ребенка вычеркнуть все единички, к примеру. Затем пусть вычеркнет только 5 и т.д. Это упражнение развивает память, внимание, логику. Затем можно попросить ребенка вставить недостающие цифры.
    4. Развить фонетический слух поможет игра с расколдовыванием слов. Нужно, чтобы ребенок произносил слова по звукам, которые он слышит в слове. Например, слово «мама». Следите, чтобы ребенок называл «м», а не «эм».
    5. Следующее упражнение лучше начать выполнять за несколько месяцев до школы. Объясните ребенку, что ему будут задавать уроки на дом. Поэтому нужно потренироваться. Давайте каждый день ребенку задание и когда он ее выполнит, идите в магазин и покупайте принадлежности к школе. Сегодня – ручку, завтра – карандаши, потом тетради, линейку, пенал и т.д. Таким образом, за каждое выполненное задание ребенок соберет все необходимые принадлежности для школы.

Психологическая подготовка детей к школе проводится с психологом. Он проведет диагностику психологической готовности: пообщается с ребенком, определит его навыки общения, умения и знания и даст рекомендации родителям. Специалист поможет скорректировать поведение ребенка. Если же родители уверены в своих силах и понимают, что сами смогут подготовить ребенка, тогда можно обойтись без помощи специалиста.

Как провести диагностику психологической готовности к школе самому?

как подготовить ребенка к школе

Ребенок должен уметь:

  • работать по правилу;
  • воспроизводить образцы;
  • распознавать отдельные звуки в словах;
  • выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе.

Обычно психологи задают такие вопросы, выясняя уровень их бытовых знаний:

  • назвать свое имя и имена родителей;
  • сказать свой возраст;
  • назвать город, в котором живет и полный адрес;
  • перечислить животных диких и домашних;
  •  какое время года появляются листья? Когда отпадают?
  • вопросы о временах суток;
  • какими столовыми приборами пользуешься? Какую одежду одеваешь зимой или летом?

Если ребенок даст 10 правильных ответов на вопросы, считается, что он готов к школе. Но немаловажно выяснить, как ребенок относится к школе и хочет ли он учиться.

Задайте ребенку такие вопросы:

  1.  Хочешь ли ты в школу?
  2. Зачем учиться?
  3. Что такое уроки и домашнее задание?
  4. Как нужно себя вести на уроках?
  5. Что появится нового в твоей жизни, когда ты пойдешь учиться?

Итак, подведем итоги. Чтобы узнать, готов ли ваш ребенок к школе, необходимо, проконсультироваться с детским врачом. Очень важно быть физически готовым к школе. Социальную готовность можно определить по желанию ребенка общаться со сверстниками, умению устанавливать контакт со взрослыми и детьми.

Интеллектуальная готовность – набор знаний и умений обобщать, анализировать, думать, делить на группы. Немаловажно, умеет ли ребенок рассуждать и фантазировать. Мотивационная готовность ребенка выясняется в ходе беседы с ним о школе. Он должен иметь желание идти в школу, чтобы узнать что-то новое.

Школа – это большая психологическая нагрузка. Если вы понимаете, что ваш ребенок не готов к школе, не следует спешить. Дайте ему возможность созреть, чтобы избежать проблем в будущем.

Так же вам может быть интересно: