Движущие силы развития личности в гуманистической психологии: путь самоактуализации

Гуманистическая психология зародилась в 50-60-х годах XX века – именно в это время впервые стали обращать внимание на такие движущие силы развития личности, как потребность в самоидентификации, реализации творческого потенциала, жизненном смысле. Новый подход повлиял на многие сферы жизнедеятельности человека. Родители, вместо того, чтобы сковывать младенцев пеленками, впервые решают следовать модной тогда системе Спока и окружать их заботой и любовью.

Более внимательными стали и врачи – заболевание больше не рассматривалось в отрыве от человека, принимая во внимание психологические причины болезней. Один из основоположников гуманизма, Абрахам Маслоу, говорил: «Если вы намерено собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастной личностью». Мы рассмотрим идеи самых ярких представителей гуманистической психологии, история их возникновения, а также то, как менялись взгляды на человеческую личность с развитием гуманизма.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

движущие силы развития личности

Виктор Франкл: воля к смыслу

Один из самых ярких представителей гуманистического направления в психологии был Виктор Эмиль Франкл. Вопреки судьбе, он прожил длинную жизнь – с 1905 по 1995 годы. 1941-й был роковым годом для австрийских евреев – Австрия стала частью нацистской Германии. Виктор Франкл тогда уже был признанным профессионалом в области психиатрии и неврологии. Он выступал с научными докладами, изучал закономерности развития личности. В этом же году Франкл получает предложение эмигрировать в Америку. У его родителей не было возможности с ним уехать. Но, оставаясь дома, Франкл рисковал собственной жизнью. Срок действия визы заканчивался, а ученый так и не мог принять решения. Ведь на всех его родственников, пока он оставался на своей должности, распространялась защита от депортации в концлагерь. При переезде она снималась. Но однажды после работы Франкл зашел в храм, чтобы найти там спокойствие и привести в порядок мысли. На полу он увидел клочок бумаги с надписью: «Почитай отца твоего и мать твою, и будешь долголетен на земле». В этот момент им было принято решение. По прошествии девяти месяцев больница, в которой он работал, была закрыта. Сам Франкл, как и члены его семьи, стали узниками концентрационного лагеря.

Вместе с другими заключенными Франкл создал систему психологической поддержки заключенных, стараясь предотвратить самоубийства. Особую помощь он старался оказать самым немощным – старикам, страдающим от эпилепсии или других нервных расстройств, асоциальным личностям. Франкл и его помощники понимали – движущие силы развития личности и ее выживания заключаются в воле к жизни. Без нее человек очень быстро терял всякие шансы на то, чтобы остаться живым. Франкл был освобожден из концлагеря в 1945 году американскими войсками. Свой опыт Франкл передал в книге «Психолог в концлагере». Она создавалась им в уме с 41-го по 45-й годы, а была надиктована на микрофон за 9 дней.

движущие силы развития личности

Логотерапия Франкла

Логотерапия, созданная Франклом, основывается на главном положении – движущие силы развития личности заключаются в стремлении обрести жизненный смысл. Слово «логос» в переводе с греческого языка значит «смысл». Главная задача логотерапии – помочь человеку найти «нечто такое», что может сделать его жизнь наполненной этим содержанием. Это особый смысл, который может осуществить только этот человек, и никто другой.

Человек существует в трех плоскостях – это тело (соматика), душа и дух. Первые два измерения тесно связаны между собой. Как подчеркивал Франкл, вместе они образуют то, что ученые называют «психосоматикой». Третье измерение – духовное. Именно на нем фокусируется созданная Франклом психотерапия. Здесь находятся понятия любви, совести, эстетики. Духовность – это одна из главных отличительных черт, которая отделяет человека от царства животных.

Следующей исключительно человеческой чертой Франкл считал свободу выбора. Франкл подчеркивал, что свобода выбора проявляется человеком каждую секунду – ведь он является существом, которое принимает решения. Свобода проявляется независимо от окружения, внешних обстоятельств, собственной наследственности и инстинктов. Находясь в концлагере, ученый вскоре обнаружил: многие люди, попадая в эти условия, утрачивают способность мыслить независимо. К примеру, когда фашисты приказывали «Лежать!» и направляли на узников оружия, большинство сразу же повиновалось этому приказу. Но были и те, кто как бы «зависал» на несколько мгновений, лишь после этого выполняя приказ. Виктор Франкл задавал вопрос этим людям: что они делают в течение этих нескольких секунд? Он узнал, что эти свободные люди спрашивают самих себя, хотят ли они упасть или продолжать стоять. И их выбор был упасть, так как они ценили свободу и собственную жизнь.

Следующим фактором, который свойственен человеку, является чувство ответственности. Человек не только имеет свободу выбора – он должен знать, для чего она ему необходима. Ответственность перед собой, Богом или совестью – это обязанности, которые человек должен выполнить. Как и другие движущие силы развития личности, ответственность принадлежит к духовному измерению. Логотерапия помогает человеку понять, что только он ответственен за свой жизненный выбор.

движущие силы развития личности

Теория А. Маслоу

Абрахам Маслоу является одним из основоположников гуманизма. Как и другие представители гуманистического направления в психологии, он старался придерживаться следующего принципа: изначально человек добр и хорош. Ученый считал, что психология не должна исследовать только больных людей – сама наука будет гораздо здоровее, если ее предметом будут также здоровые люди. Исследуя эту категорию, Маслоу пришел к выводу: главным признаком психологически здорового человека является самоактуализация, или стремление максимально реализовать свои личные возможности, внутренний потенциал. Тот, кто сумел добиться реализации своих способностей, называется самоактуализированным человеком. Самоактуализация расположена на самой вершине знаменитой пирамиды Маслоу.

Далее располагаются потребности более низкого порядка. Когда человек сыт и ему ничто не угрожает, становятся актуальными нужды следующего блока – потребность в любви, уважении, привязанности. Когда человек голодал или испытывал у него не было крыши над головой, он мог реагировать на слово «любовь» с неодобрительной ухмылкой. Но теперь он испытывает муки одиночества – ищет друзей, исследует информацию о своих прадедах, болезненно переживает социальную изоляцию.

Можно не знать своего истинного призвания, но если человек испытывает желание, то рано или поздно приходит к процессу самоактуализации. Движущие силы и факторы развития личности, которые обозначил в своей теории Маслоу, следующие: это ощущение безопасности внутри себя, понимание собственного совершенства, своих потенциальных возможностей, честность перед самим собой, готовность меняться. Маслоу подчеркивал, что «… люди должны быть теми, кем они могут быть». Поэты должны писать стихи, врачи – лечить людей, ученые – заниматься исследованиями.

движущие силы развития личности

Признаки здорового человека по Маслоу

Маслоу выделил движущие силы развития личности, которые свойственны здоровым людям. Это следующие признаки:

  1. Адекватность восприятия. Здоровый человек отличается более эффективным взаимодействием реальности. Он может отличить факты от своих страхов, желаний или общественного шаблонного мнения. Быстро разоблачает ложь;
    2. Спонтанность. Самоактуализирующийся человек отличается спонтанностью — но она проявляется скорее в его образе мыслей и воображении, нежели в поведении. Он соблюдает общественные нормы – но больше из уважения, чем их страха;
    3. Принятие. Психологически здоровый человек умеет принимать себя и других такими, какие они являются. Он способен также удовлетворять свои насущные потребности – в пище, сне и сексе. Из последнего логически вытекает, что он практически не подвержен отвращению;
    4. Служение, концентрация на проблеме. Здоровый человек не занимается лишним самокопанием – у него для этого слишком много дел. Свои проблемы он уже решил, и целиком посвящает себя делу;
    5. Отстраненность. Самоактуализирующийся человек не только не боится одиночества – он получает от него наслаждение. В сложной ситуации он способен от нее отстраниться, что часто расценивается окружающими как эмоциональная холодность или снобизм. Но на самом деле так здоровый человек защищает собственную психику;
    6. Автономия. Движущие силы развития личности заложены внутри самого здорового человека – поэтому он не нуждается в социуме, чтобы продолжать нормальную жизнедеятельность. Эта независимость дает самоактуализирущейся личности большую устойчивость при столкновении с трудностями;
    7. Свежесть восприятия. Здоровый человек способен находить новизну даже в обыденных вещах. Секс и вкусная еда доставляют ему не меньше удовольствия, чем музыка или природа;
    8. Высшие переживания. Маслоу называл их также «пиковыми» — это вдохновение, трепет, благодать. Для того, чтобы испытывать их, здоровые люди не нуждаются в алкоголе или наркотиках;
    9. Ощущение общности с человечеством. Здоровый человек способен испытывать сострадание и сопереживать. Его отношение к человечеству сравнимо с братским.

Помимо этого, здоровых людей отличают чувство юмора, наличие устойчивых моральных принципов, креативность, демократичность, а также избирательность во взаимоотношениях с людьми.

движущие силы развития личности

Критика гуманистического подхода

Некоторые авторы считают, что движущие силы и факторы развития личности не могут быть исчерпаны полным принятием, которое предлагает гуманизм. Этот подход сравнивается с женским подходом. Для женщины ее ребенок всегда самый лучший. Каким бы он не был, мать всегда его примет и пожалеет. Сын всегда любим ею. Не так с отцом: «Чтобы ты имел право называться моим сыном, ты должен сделать это и это». Но без отцовского подхода человек не учиться ставить перед собой цели, бороться с возникающими трудностями. Без материнского принятия он вырастает жестоким, становится неспособным сострадать.

Возникший в середине ХХ века гуманизм был ответной реакцией на, административный, авторитарный подход. Ему противостоит еще одно направление в психологии, созданное Франком Фаррелли – так называемая провокативная психотерапия. Ее смысл состоит в критике действий клиента – тем самым считается, что это поможет ему парадоксальным образом преобразовать свою жизнь. Движущие силы развития личности в психологии, основанной на провокациях, являются мишенью для критики. Считается, что критика должна пробудить эти силы, и клиент будет стараться доказать терапевту свою значимость. Рамки применения этой ветви необходимо четко понимать каждому специалисту и любителю.

Провокативная психотерапия мало чем поможет человеку с низкой самооценкой, тревожной или депрессивной личности. Здесь не исключен обратный эффект – и гуманистический подход может оказаться куда более эффективным.
Гуманистическая психология пришла на смену господствовавшему бихевиоризму и психоанализу. Бихевиоризм рассматривал человека как биологический компьютер. Для него нет понятий «хороший» или «плохой». Для бихевиористов человеческая психика является набором сложных функций. Однако гуманизм никогда не противостоял бихевиористсткому подходу, поскольку они находятся в разных областях.

Те, кто критикуют гуманистический подход за его излишнюю любовь к человеческому существу, должны понимать: движущие силы развития личности не всегда и не у каждого можно пробудить действия при помощи прямых указаний и критики.

движущие силы развития личности

Ролло Мэй

Еще один представитель гуманистического направления, работы которого до сих пор остаются одними из лучших – Ролло Мэй. Он родился 21 апреля 1909 года в Соединенных Штатах. Впоследствии Мэй сменит имя, полученное при рождении (Рис Мэй) на Ролло. Родители Мэя плохо ладили друг с другом. Кроме Риса, его родители имели еще шестерых детей, старшая сестра Мэя страдала шизофренией. Окончив колледж, Мэй переезжает в греческий город Салоники, где занимается преподаванием английского языка. Мэй начинает посещать лекции Альфреда Адлера. В 1933 году возвращается в Штаты, где начинает обучение богословию и одновременно занимается психотерапией.

В 1940 году Мэй выпускает книгу, получившую огромный успех – «Истоки творческой жизни». Однако вскоре после этого он скупает все остатки тиража, так как, по его словам, он перестал верить тому, что сам написал ранее. Еще одним поворотным пунктом в судьбе Мэя было его заболевание туберкулезом. Тогда оно было смертельно опасным. Полтора года Мэй проводит в схватке за жизнь. После выздоровления Мэй решил порвать с религией. Большую опору для себя он находит в психологии. Ролло Мэй стал одним из первых американских исследователей, которого интересовали движущие силы и факторы развития личности в русле экзистенциальной психологии.

Мэй исследовал феномены свободы и тревоги. Свобода заключается в том, что каждый человек имеет способность управлять своим развитием. Обладая сознанием и самосознанием, мы можем поступать соответственно нашему пониманию. Но человеческая жизнь также соотносится и с теми конкретными обстоятельствами, которые никому изменить не под силу, или с судьбой. Судьба предопределяет жизнь человека. При этом у него все же остается свобода реагировать на обстоятельства тем или иным способом, сотрудничать с судьбой, или же самому бросать ей вызов. Движущие силы развития личности в психологии Мэя противостоят человеческим зависимостям, неосознанности. Освобождение происходит тогда, когда человек начинает делать сознательный выбор.

движущие силы развития личности

Движущие силы развития личности: щадящий гуманизм

Гуманистическая психология, главным предметом которой стали закономерности развития личности, ее взаимодействие со своей судьбой, самоактуализация, стала несомненным феноменом науки о человеке. Впервые человек стал рассматриваться в свете его ценности, уникальности и неповторимости. Именно в русле гуманистического направления обращающийся за помощью впервые стал называться не пациентом, а Клиентом – тем, кто может управлять своей жизнью и по желанию ее преобразовывать. Движущие силы развития личности в психологии, созданной Фрейдом, пошли по пути полной предопределенности человеческой судьбы. Направление бихевиоризма также снимает с человека любую ответственность за свои поступки. Главным свойством личности является свобода, позволяющая разорвать порочный круг стимулов внешней среды и реакций на них.

Так же вам может быть интересно: