Эмоционально-личностное развитие индивида в разных условиях взросления

Когда люди становятся взрослыми, они забывают о том, как были детьми, как проходило их эмоционально-личностное развитие. Весь грандиозный процесс на Земле происходит посредством заботы родителей о детях. Самые примитивные организмы рождаются похожими как две капли воды на своих предков, и практически сразу же оказываются оторванными от них. Некоторые из видов рыб, находящиеся на несколько ступеней выше простейших организмов, уже могут охранять свою икру. Более длительное время охраняют кладку яиц рептилии, а начиная с птиц, родители царства животных высиживают свое потомство, кормят его.

С этой позиции человек в действительности является венцом божьего творения. Дети вида Homo Sapiens дольше других остаются беззащитными, их физическое и психическое развитие напрямую зависит от окружающих условий. Кроме этого, с ходом истории человечества этот период удлиняется: если раньше период детства заканчивался примерно в 12-летнем возрасте, то теперь и в 25 так бывает не всегда. В этой статье мы рассмотрим главные факторы развития, то, как разные условия влияют на развитие ребенка, а также особенности различных типов семей.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

эмоционально-личностное развитие

Привязанность: главное условие развития

В течение 9 месяцев два человека связаны одинаково питаются, дышат одним воздухом. У них одна плоть и одни переживания. Затем ребенок отделяется от матери, появляется на свет. Впервые в жизни он видит лицо человека, который будет определять всю его дальнейшую судьбу: поддерживать или разрушать внутренний мир, заселять его добрыми духами или злыми чудовищами. Так образуется привязанность.

Младенцы появляются на свет незрелыми, беззащитными. Так природа решила стоящую перед ней задачу рождения прямоходящего существа (которое должно иметь узкие тазовые кости) с большим мозгом (а значит, оно также должно иметь крупный череп). Человеческие дети рождаются по улучшенному плану, который изначально был придуман для вида сумчатых. Самки кенгуру рождают маленьких детенышей, которые еще долгое время «дозревают» в сумке. Если детеныш окажется вне этого укрытия, то скоро погибнет.

Подобным образом появляются на свет и дети. Им бессознательно известны жестокие правила игры этого мира: если они не будут рядом со взрослыми, которые готовы их кормить и согревать – попытка жить не удастся. Нужда иметь рядом с собой родителя, или взрослого, готового опекать – жизненно важна для младенца. Если ребенок теряет из виду взрослого, он инстинктивно начинает бороться за свое выживание – и делать он это может только при помощи крика. Если он не видит мать, он будет вопить о помощи – ведь она является для него жизненно важным объектом, а в борьбе за жизнь, как известно, церемониться не уместно.

Крик ребенка влияет особым образом на эмоциональный фон взрослого. Обычно люди окружены большим количеством различных звуков: гудки автомобилей, шум поезда в метро, грохот на стройке. Но крик детей всегда заметен. Он вызывает желание приласкать ребенка, даже если это не свое чадо – проявляется инстинкт заботы о потомстве. Иногда это природное чувство оказывается сломанным – детский плач либо вовсе игнорируется, либо вызывает агрессию. Так происходит, если эмоционально-личностное развитие человека было наполнено травматическими переживаниями, а также при влиянии на мозг одурманивающих веществ – наркотиков, спиртного.

эмоционально-личностное развитие

Конец привязанности для родителя и ребенка

Первый этап отделения от матери происходит в трехлетнем возрасте – на этом этапе ребенок совершает значительный скачок в развитии, он отделяется от первоначального младенческого единства с матерью. Но эта сепарация еще не является окончательной. Эмоционально-личностное развитие в подростковом возрасте, напротив, включает в себя полное психологическое отделение от родительского гнезда. Отношения с родителями являются для ребенка жизненно важными, но в подростковом возрасте происходит сепарация, окончательное разочарование во всемогуществе отца и матери. Говорят, что «быть взрослым – значит поступать, как считаешь нужным, даже если то же самое советуют родители».

Личностной зрелости предшествует этап, на котором подросток во всем стремится поступать вопреки авторитету родителей.
Понятие «подростковый возраст» возникло относительно недавно – впервые слово «подросток» упоминается в одноименном романе Достоевского. В древнем обществе человек, достигший половой зрелости, становился полноправным членом общества – он получал право голоса, сам принимал жизненно важные для себя решения, трудился. Во многих культурах половое созревание сопровождалось обрядом инициации, после которого «подросток» не возвращался в родительский дом.

Эмоционально-личностное развитие в подростковом возрасте ускоряется: ребенок внезапно приходит к осознанию, что он и его родители – разные люди с разными вкусами и жизненными позициями. Свое мнение подросток считает единственно правильным, а мнение родителей – безнадежно устаревшим. Несмотря на то, что сепарация от родителей – болезненный процесс для подростка, матери и отцу также приходится несладко. Ведь до этого они жили только «ради детей». Теперь же они могут обнаруживать себя в совершенно пустом месте – с работой трудности, брак разрушается, а теперь теряется и родительская роль. Главная рекомендация, которую можно дать родителям ребенка в «трудном возрасте» — уделить внимание собственной жизни. Дети выросли, и теперь сделать это намного легче – можно учиться новому, реализовывать себя в разных сферах.

эмоционально-личностное развитие

Сиблинги. Детская ревность

Сиблингами называют дети, которые имеют общих отца и мать – то есть, полнокровные братья и сестры. Первым исследователем, который изучал эмоционально-личностное развитие сиблингов, был английский ученый Фрэнсис Гальтон. Он отмечал, что большое количество выдающихся композиторов, ученых, деятелей науки, являлись первенцами у своих родителей. Гальтон высказал несколько причин, по которым первый ребенок в семье в дальнейшем чаще оказывается в категории успешных взрослых:

  • По мнению ученого, старшие дети имеют больше шансов воспользоваться денежными ресурсами семьи. Они первыми получают доступ к образованию;
  • Старшие дети вынуждены с детства брать на себя больше ответственности;
  • Родители всегда уделяют первому ребенку больше внимания.

Эмоционально-личностное развитие сиблингов интересовало и Альфреда Адлера, разделявшего детей по порядку рождения:

  • Старшие дети всегда более послушны взрослым и организованны. Они дорожат своим положением и стараются его не потерять. Цель старшего ребенка – это достижения, жизненное благоустройство;
  • Средние дети чаще всего ощущают себя аутсайдерами в собственной семье. Они чувствуют себя вытесненными, и в дальнейшем всеми силами стараются отличаться от других братьев и сестер;
  • Младший ребенок часто превращается в любимчика родителей. Его способности часто недооцениваются.

Среднестатистическая семья в России состоит из родителей и 1-2 детей. Старшие дети очень болезненно переносят появление в семье братьев и сестер, особенно, когда их возраст составляет от 3 до 5 лет. Первенец может демонстрировать агрессивный или регрессивный тип поведения. В первом случае он сосет палец, просит бутылочку, начинает ползать. Для родителей это серьезный знак. С его помощью ребенок показывает, что очень остро нуждается в любви и внимании.
Агрессивный тип проявляется в неуправляемом поведении старшего ребенка.

Он закатывает истерики, ломает вещи. Старший ребенок чаще всего не осознает, почему он страдает от агрессии на мать и брата или сестренку. Внимание матери больше не принадлежит ему – практически все время она теперь посвящает другому ребенку (или детям). Часто бывает так, что детская комната становится общей – старшему приходится делиться любимыми игрушками со своим конкурентом.

эмоционально-личностное развитие

Как предотвратить ссоры между детьми?

Самое главное правило при воспитании нескольких детей звучит следующим образом: никогда не сравнивайте их между собой. Если ребенок постоянно слышит, что ему следует учиться так же хорошо, как брат или сестра, он автоматически начинает играть роль «плохого ребенка». Ведь хороший в семье уже есть. Кроме этого, такая маска позволяет обратить на себя внимание родителя. Как мальчики, так и девочки очень уязвимы к сравнениям. Если в доме уже есть тот, на кого им «нужно равняться», они начинают вести себя как «возмутители спокойствия», «клоуны», «глупцы». Замечания, которые делаются родителями с самыми благими намерениями, в дальнейшем служат серьезным яблоком раздора между сиблингами.

Если дети постоянно ссорятся между собой, первое, что необходимо сделать – обучить их поддерживать мир. Для этого можно использовать принцип «кнута и пряника». Тот, кто начинает проявлять агрессию к брату или сестре, должен крепко-накрепко запомнить: такое поведение чревато серьезными последствиями. Если детские бытовые ссоры переходят в потасовку, тот, кто дерется – независимо от того, начал ли ребенок первым, или нет – должен незамедлительно быть наказан.

Например, детей можно отправить в разные части квартиры. Ударивший брата или сестру должен извиниться, причем сделать это искренне. Если же ребенок не проявляет раскаяние – его нужно снова оставить на некоторое время одного. Для наказания не нужно использовать детскую комнату. Там ребенок находится в своем пристанище, среди любимых игрушек.

Выбирать нужно более строгое, аскетическое помещение.

Чтобы избежать ссор между детьми, необходимо заранее предотвратить некоторые моменты, по которым они могут возникать. К примеру, дети могут ссориться из-за места за столом. Этот повод покажется взрослому смехотворным, но для ребенка, конкурирующего с братом или сестрой, он является серьезной причиной для ссор. Чтобы предотвратить конфликты, распределите места заранее. Установленное вами распределение должно создавать впечатление законности. Например, дети сидят на одной стороне стола, а родители – на противоположной, так как мать с отцом, образующие семейную пару, должны сидеть рядом.

эмоционально-личностное развитие

Ребенок в неполной семье

Эмоционально-личностное развитие ребенка состоит из стадий, и каждая из них похожа на процесс наполнение сосуда водой. Каждый из взрослых вносит в него свой вклад, и ребенок развивается от нуля до полноправного члена общества. Родители являются главными фигурами в этом процессе. Он во многом зависит от внимания родителей. Присутствие либо отсутствие одного из них понимается малышом как угроза жизни.

После развода оставшийся родитель имеет меньше возможностей уделять время малышу . Ведь ему приходится больше работать, возникает закономерное желание снова обустроить личную жизнь. Бессознательно малыш начинает чувствовать страх смерти от одиночества, тревогу. Родитель часто старается компенсировать любовь подарками, вещами, новомодными гаджетами. При этом взрослый может безосновательно ругать малыша, отмахиваться от него во время просмотра телепередачи. Так у ребенка быстро складывается чувство брошенности, а подарки усугубляют зависимость от этих предметов. Это приводит к различным формам антисоциального поведения, которые начинают проявляться уже в период полового созревания. Эмоционально-личностное развитие в подростковом возрасте становится настоящей проблемой для родителя-одиночки, не уделявшего внимания ребенку ранее.

Но выход есть. Во-первых, нельзя подменять любовь к ребенку – нужно давать ему то, в чем он нуждается, а не суррогат заботы и теплоты. Ребенок страдает большей частью не из-за того, что семья стала неполной – он томится из-за отсутствия внимания. Необходимо хвалить малыша, сдерживать негативные эмоции по отношению к нему – раздражение, усталость после работы. Примером для воспитания может стать любой родственник или представитель того же пола, к которому принадлежит ребенок. Например, для мальчика это будет дедушка, старший брат, иногда даже преподаватель в школе. Этот человек должен принимать участие в воспитании – тогда у ребенка будет постепенно происходить индивидуализация приобретенных качеств от родителя одного с ним пола. Он будет ассимилировать то поведение, присущее взрослым мужчинам (или женщинам), пример которого у него отсутствовал из-за развода родителей. Также родственник или друг семьи должен создавать у ребенка прочное осознание того, что он любим, и его не бросят.

эмоционально-личностное развитие

Шизофреногенная семья

Одним из самых неблагоприятных способов воспитания, которое подавляет эмоционально-личностное развитие ребенка, является контроль и гиперопека. Главный действующий герой в разрушающемся мире маленького человека – так называемая «шизофреногенная мать». В кавычки это определение заключено потому, что на самом деле мать не страдает никаким психическим расстройством – этот термин был введен для обозначения особого вида поведения, при котором мать общается с ребенком при помощи «двойных посланий». Например, мать говорит ребенку, чтобы выбирал себе игрушку. В то же время она уже сделала выбор за него – на какую игрушку он бы не показал, его выбор будет назван неуместным и глупым. Или же мать может обвинять дочь в том, что она уделяет ей мало внимания. Но когда дочь попробует ее обнять, то она назовет ее «прилипалой».

Установлено, что такой тип общения может серьезно повлиять на психическое развитие ребенка и стать причиной развития шизофрении. Обычно это очень тревожная и властная мать, которая стремится до мелочей контролировать жизнь сына или дочери. Она воспринимает ребенка как собственность. Критичность к своему поведению практически отсутствует – ребенок должен есть тогда, когда она хочет, носить вещи по ее распоряжению, и даже чувствовать то, что приемлемо.

Психолог Э. Кречмер называл шизоидных детей «радостью для любой матери». Такой ребенок всегда будет послушен, следовать в своих поступках указанием родителей. В 1976 году ученый Эидемиллер исследовал эмоционально-личностное развитие в подростковом возрасте у больных шизофренией. Оказалось, что около 70% страдающих от шизофрении подростков росли в семьях, которые были названы псевдосолидарными. В них общение происходило при помощи «двойных посланий». Параллельно в исследовании принимали участие здоровые семьи. Оказалось, что в семьях здоровых подростков матери практически не использовали в общении контроль и гиперопеку, отличались критическим восприятием реальности, а также воздерживались от двойных посланий. Эмоционально-личностное развитие таких детей протекало гармонично.

эмоционально-личностное развитие

Единственный ребенок в семье

Большинство тех взрослых, которые когда-то выросли были единственными детьми своих родителей, ощущают надежность и защищенность на своем жизненном пути. Единственный ребенок получает все внимание родителей – но и требования к нему более высоки. Отец и мать ждут от него, что он исполнит их лучшие надежды.

Также единственный ребенок более восприимчив к тем стандартам, которые демонстрируются родителями – очень быстро происходит индивидуализация приобретенных качеств. Сын стремится перенять отцовские манеры, держит слово не хуже родителя. Единственный ребенок всегда может рассчитывать на помощь со стороны родителей, и с удовольствием пользуется ею. Но в этом же заключается и минус воспитания единственного ребенка. Он будет требовать помощи, когда нужно и когда нет, манипулировать своей слабостью. Быстрее происходит умственное и эмоционально-личностное развитие ребенка – ведь он очень много общается со взрослыми.

Ребенок, растущий без братьев и сестер, ощущает себя солнцем, вокруг которого стройно вращаются планеты – другие члены семьи. Попадая в школьную среду, он впервые начинает сравнивать себя с другими, что нередко оказывается болезненным. Единственный ребенок, окруженный гиперопекащими взрослыми, рискует либо вырасти слишком застенчивым, либо так и остаться эгоистичным деспотом.

Таким детям в действительности крайне необходимо общение с другими родственниками своего возраста – например, с двоюродными братьями и сестрами. С раннего возраста необходимо воспитывать в нем умение уважительно относится к старшим – бабушке, дедушке. Как бы ни хотелось оградить «любимца семьи» от всех бед окружающего мира, единственного ребенка нельзя растить в «тепличных условиях». Это касается как маленьких детей, так и подростков . Детям необходимо диалог с внешним миром без постоянной оглядки на родителей. Гармоничное эмоционально-личностное развитие в подростковом возрасте предполагает еще большее предоставление родителями свободы своему ребенку. Ведь подростковый возраст является тем периодом, когда взрослеющий ребенок должен научиться делать свой выбор и нести за него ответственность.

эмоционально-личностное развитие

Ребенок в приемной семье

Приемные дети – как и все другие – могут быть разными по характеру. Одни – подвижные и активные, другие – тихони; одни вредные и непослушные, другие – покладистые. Но их всех объединяет одно: биография приемного ребенка всегда начинается с трагедии. Потом эта трагедия может быть заменена на приятные воспоминания. Но в начале истории всегда лежит расставание с самыми близкими людьми. Эта травма значительно предопределяет дальнейшее психическое развитие приемного ребенка.

Родители мучаются одними и теми же вопросами: стоит ли раскрывать ему тайну или нет? Как объяснить малышу тот факт, что самые близкие люди отказались от него? Стоит ли затевать такой разговор вообще? Не разлюбит ли он нас? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Исторически в России всегда было много детей-сирот. Их брали на воспитание родственники, в крайних случаях – соседи. В одной семье приемные дети росли окруженными заботой и любовью. В другой – были объектом презрения. Но от них никогда не скрывался факт усыновления (удочерения). Лишь в некоторых случаях приемность держалась в тайне – к примеру, когда от ребенка хотели утаить наследство. Некоторые культуры известны тем, что у них существуют различные ритуалы усыновления, особое отношение к усыновленным. Многие из героев различных легенд часто бывают «чужаками», потомками неизвестных духов.

Среди подростков существует достаточно жесткая игра под названием «Правда или последствия». Один из участников, которому достался жребий, должен выбрать из двух вариантов. Он либо честно отвечает на любой поставленный членами компании вопрос – а вопросы подростков обычно провокативны, ведь они любят экстремальные переживания; либо безоговорочно выполняет любой приказ. В такую игру постоянно приходится играть приемным родителям.
Сироты, которые не знали тайны своего происхождения, и которые никогда не ступали в кабинет психолога, часто описывают свое эмоционально-личностное развитие одними и теми же метафорами: «Я всегда чувствовал будто бы что-то потерял, но не могу понять, что», «Не понимаю, откуда начинается моя жизнь», «Не чувствую себя счастливым со своим ребенком».

эмоционально-личностное развитие

Сиротство: социальная ситуация раньше и теперь

Но в последние два столетия мир начал меняться, а вместе с ним и отношение к сиротству. Судьба брошенного ребенка больше не интересовала общину. Ею стали заниматься другие общественные организации – церковь, политики, государство. Появились дети, которые не пристроены к семье – «ничьи». Это были те, чьи родители обанкротились в большом городе и не имели возможности вернуться в деревню, в свой дом; незаконнорожденные и дети осужденных за преступления. Если раньше жизнь осиротевшего ребенка была для окружающих «злым роком», его несчастьем, то теперь появилось понятие «плохих корней». Сиротство стало постыдным фактом, постоянным источником чувств стыда и вины.

Изменился и институт брака. Современная среднестатистическая семья имеет жизненную философию «Одна семья – один дом», она называется нуклеарной. Когда-то одинокая, бездетная женщина имела возможность реализовать свой материнский инстинкт – она нянчилась с племянниками, детьми других семей. При этом она была уважаема обществом. Теперь ситуация изменилась, и у одиноких женщин совершенно другие интересы. Не менее смутным стало и положение мужчин. Если раньше он трудился на благо рода, то теперь бездетному мужчине непонятно – кому останется все нажитое им богатство. И нужно ли вообще трудиться, чтобы его наживать – ведь заработанное не унесешь с собой в могилу?

Городская реальность породила ощущение собственной «неполноценности» у тех семей, которые оставались бездетными. Оно усиливалось тем, что вокруг были «нормальные», нуклеарные семьи. Таков был эмоциональный фон, на котором стала происходить процедура усыновления. На одной чаше весов были внутренние сомнения, на другой – «позорные» предки сироты. Поэтому неудивительно, что зародилась идея о тайне усыновления. Такое положение вещей достигло своего максимума в послевоенные годы – ведь тогда число детей-сирот и незаконнорожденных было огромным. В том числе велико было количество внебрачных детей «от противников», появившихся на свет из-за насильственных контактов. Несмотря на то, что СССР считался светским, свободным от предрассудков государством, факт происхождения от «врагов народа» скрывался от таких детей.

Заключение

Эмоционально-личностное развитие ребенка всегда происходит при поддержке взрослого. Частой причиной детских истерик бывает отсутствие внимания со стороны матери и отца. Для малышей важно не только физическое присутствие родителей, но и внимание, любовь, забота. Также своим примером необходимо учить ребенка ценить собственные достижения. Это бывает непросто, ведь в отечественной культуре не принято хвалить самого себя. Но только родитель с высокой самооценкой может научить такому же самоотношению и ребенка. В счастливой семье лучше происходит индивидуализация приобретенных качеств, у ребенка быстрее развиваются как когнитивные функции, так и его внутренний, эмоциональный мир.

Так же вам может быть интересно: