Интеллектуально-личностное развитие: умственная работоспособность плюс успешное преодоление трудностей

Что такое интеллектуально-личностное развитие? Как личность может повлиять на развитие собственного интеллекта, возможно ли это в принципе? Интеллект помогает не только решать школьные задачки, но и является качеством, которое позволяет приспособиться индивиду к трудной жизненной ситуации. Оно позволяет использовать наиболее оптимально полученный ранее опыт. При этом интеллект оперирует такими инструментами, как мышление, память, внимание, воображение.

Какими способами можно повысить интеллект, и возможно ли это во взрослом возрасте? В следующей статье мы рассмотрим основные инструменты, повышающие производительность умственного труда в разы, и делающие интеллектуальную работу источником личного успеха.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Развитие памяти

Хорошая память – обязательный элемент, без которого невозможно интеллектуально-личностное развитие. Когда-то известный ученый Нейман, специализирующийся в области математики и кибернетики, сделал интересное утверждение. Согласно его словам, в человеческом мозге умещается память объемом в 1020 информационных единиц. Это означает, что каждый человек в состоянии запомнить информацию, содержащуюся в миллионах книг Ленинской библиотеки. Поначалу такое утверждение может показаться сущей фантастикой. Но если обратиться к истории, то можно найти немало персонажей, которые действительно натренировали свою способность к запоминанию до невероятных параметров.

Общеизвестный факт – Юлий Цезарь и Александр Македонский помнили имена каждого из своих солдат своей армии – а это до 30 тыс. служащих. То же самое историки утверждают и о персидском царе Кире. Сенека мог повторить ряд из 2 тысяч не связанных между собой слов, услышав их всего лишь один раз. Отечественный академик С.А. Чаплыгин мог вспомнить номер телефона, который он набирал единожды пять лет назад.

Но, пожалуй, самой выдающейся способностью к запоминанию был наделен журналист С.В. Шерешевский. Три десятка лет он находился под наблюдением великого нейропсихологи А.Р. Лурии. Память Шерешевского была практически безгранична. Он легко запоминал ряды из 20-30 чисел, бессмысленных слов, цветов, формул. Например, таблицу в 20 цифр за 35-40 секунд. Однако случай Шерешевского скорее можно отнести к разряду феноменальных.

Интеллектуально-личностное развитие

Способы улучшить память

Но интеллектуально-личностное развитие необходимо не только гениям. Как повысить способность к запоминанию обычному человеку? Рассмотрим по порядку законы улучшения памяти.

1. Осмысление. Это один из самых простых законов. Воспользоваться им значит максимально сблизить память и мышление. Например, прежде чем читать книгу, вы думаете заранее: о чем она может быть написана? Далее, вы делаете собственные прогнозы после прочтения первой главы – это также поможет развить навык мышления. Он незаменим в таких областях, где необходимо быстро и качественно обрабатывать информацию, а также в сфере обучения. Отрицательным примером может послужить «зубрежка», при которой запоминающиеся без осмысления данные практически не остаются в долговременной памяти.

2. Интерес. Чтобы поглощать знания в больших количествах, нужно приступать к этому процессу с интересом. Но тогда возникает закономерный вопрос: а каким же образом возможно пробудить этот интерес? Интерес – это не праздное любопытство по типу «а что там происходит в квартире у Ивановых?». Это серьезная личная заинтересованность, которая сопряжена с глубинными потребностями человека. Необходимо связать запоминаемый материал с насущной целью, к которой вы стремитесь в будущем.

3. Увеличение объема знаний. Чем больше человеку известно в той или иной сфере, тем легче ему будет запоминать новую информацию. Память можно образно представить как кладовку. Так делали военачальники Наполеон и Суворов. Наполеон говорил: «Разные дела уложены у меня в голове, словно по полкам. Мои дела не перемешиваются и не мешают друг другу». При этом Наполеон никогда не страдал от бессонницы. «Когда я ложусь спать, я закрываю все ящики».

Научиться классифицировать полученные знания – непростая задача. Для этого при знакомстве с материалом необходимо соотнести его с теми данными, о которых уже известно по этой теме. Студенты-новички медицинских факультетов отчаиваются от обилия информации по анатомии. Многие из них по этой причине даже сбегают из медов. Но те, кто учится систематизировать информацию, привыкают держать свою «кладовую ума» в порядке. Миф о невозможности освоить анатомию рассеивается.

Интеллектуально-личностное развитие

Увеличить сосредоточенность

Концентрация внимания – еще одно необходимое требование для любого интеллектуального достижения. Интеллектуальное развитие человека происходит только при условии сосредоточенности на предмете. Рассмотрим несколько методов, которые позволят улучшить сосредоточенность и мотивацию, а тем самым и повысить продуктивность интеллектуальной работы.

1. Сокращение количества поставленных задач. Хорошо, если их будет не более пяти-шести на ближайшие три месяца. Почему именно это число? Во-первых, сознание не может концентрироваться одновременно на больших объемах информации. Три месяца – это срок, в течение которого можно быть сфокусированным на цели без опасности «выгорания», так как цель не надоест. Кроме того, этот срок позволяет увидеть реальные успехи. Что обеспечит мотивацию двигаться дальше. Множество программ для развития личности рассчитаны как раз на эту цифру – три месяца. Например, программа для похудения.

2. Определение главной, или «ключевой», цели. Эта цель должна давать настолько много энергии, чтобы ее хватало на достижение и второстепенных целей. Ведь, если вы посмотрите на список своих задач, то наверняка заметите нечто общее между всеми ними. Ключевая цель – это та, которая помогает добиться осуществления остальных задач.

3. Следующее упражнение, которое поможет увеличить сосредоточенность на любой задаче – это ответ на вопрос «Почему?». Необходимо четко понимать, что вам даст изучение хинди, программирования или экономической теории. Обычно ответы приходят интуитивно. Но если на этом этапе возникают трудности, можно расширить вопрос, добавив еще несколько пунктов: что мне даст выполнение этой задачи? Что я буду чувствовать, когда моя цель станет реальностью? Какие новые горизонты откроются передо мной?

4. Визуализация цели. Чтобы разум был полностью сконцентрирован на решении задачи, необходимо как можно более четко представить себе конечный результат. Подсознание в миллионы раз мощнее сознания, а оно, как известно, мыслит образами. Для визуализации можно воспользоваться разными подручными средствами: создать «коллаж мечты», носить фотографии или вырезки из газет в кошельке. К ним же можно подписать нужные аффирмации.

Интеллектуально-личностное развитие

Тайм-менеджмент: два часа для себя

Так называемое «решение двух часов» — это концепция, которая позволит сделать оптимальной планирование любой деятельности. Интеллектуально-личностное развитие – это деятельность, которая не должна растягиваться на долгие годы. Но чтобы видеть ощутимые результаты своего труда, без навыков управления временем не обойтись. Гуру личностного роста Стивен Кови говорил: «Все в жизни человека создается два раза – сначала в воображении, а затем и в реальности». Например, сначала архитекторы чертят план здания, а через несколько лет оно радует жителей.

Это же относится и к нашей жизни. Сначала мы проектируем свою неделю, затем она становится реальностью. Концепция «двух часов» предполагает, что в течение этого времени вы будете заниматься исключительно планированием следующей недели. Кому-то два часа покажутся непозволительной роскошью. Однако они принесут неоценимую пользу.

Интеллектуально-личностное развитие может включать в себя различные аспекты: изучение иностранных языков, программирования, танцев, различных научных дисциплин. Как сделать ощутимый скачок в этом направлении? Только тщательно спланировав свои занятия на неделю вперед, затем еще на неделю, и так далее.

Способ «двух часов» должен применяться в конце одной недели перед началом следующей. Что необходимо делать в это время? Во-первых, вспомнить о целях – в том числе о ключевой. Реально рассмотрите свои дела на предстоящее время. Подумайте о том, каких результатов нужно достичь, какие конкретные действия для этого должны быть выполнены. Распишите все по дням и по часам. Интеллектуально-личностное развитие также требует времени, поэтому уделите внимание и такому пункту, как самосовершенствование. Это может быть чтение специальных книг, прослушивание аудиозаписей, поход к коучу или психологу.

Интеллектуально-личностное развитие

Настойчивость в решении задач

Настойчивость является необходимой чертой, которая обуславливает интеллектуально-личностное развитие, и по сути представляет собой самодисциплину в действии. Она является способностью продолжать идти вперед, несмотря ни на какие обстоятельства. Такая самодисциплина совершенно необходима для развития личности.

При этом она прямо пропорциональна уровню самооценки. Когда вы заставляете себя, к примеру, решать алгебраические уравнения с целью улучшить способности к логике, ваша самооценка становится выше. Рост самооценки происходит во всех случаях, когда вы заставляете себя делать что-либо вопреки лени, депрессии, обстоятельствам.

Настойчивость можно развить при помощи установок и позитивных аффирмаций. Самая простая из них, и в то же время мощная – «Я никогда не сдамся!». Прежде чем настанет тот момент, когда интеллектуальное развитие человека принесет первые плоды, всегда приходится проходить своеобразную «проверку на прочность». Она может напоминать внезапное испытание, которое будто бы обрушивается на голову и ломает все планы. Приходит время доказать, кем вы являетесь на самом деле. Например, таким испытанием может быть дотошный крик ребенка за стеной квартиры, при котором вы продолжаете преследовать свою цель и упорно продолжать решать алгебраические уравнения, не отвлекаясь на этот стимул.

Теории личностного развития в психологии уделяют разное внимание теме настойчивости, однако история человечества пропитана примерами, показывающими, что наличие самодисциплины – это аксиома в достижении успеха.

Интеллектуально-личностное развитие

Интеллектуально-личностное развитие и самонастроение

Мозг – это машина, которой можно легко управлять при наличии определенных знаний. Что любит мозг? Правильно, получать удовольствие. Похвала, позитивные переживания, развлечения и новые эмоции – все это необходимое «питание» для мозговой активности. Занятия, которые приносят удовольствие, провоцируют выброс дофамина и серотонина. Для контраста спросим себя, сможет ли достичь высоких результатов в написании контрольной работы студент, находящийся в глубокой депрессии по поводу разлуки с любимой девушкой? В большинстве случаев, мысли студента будут заняты только одним – и вряд ли это будет изучаемый предмет.

Приводить мозг в состояние боеготовности можно также при помощи позитивной лексики. Как это сделать? Нужно выбирать слова, которыми вы в данный момент описываете реальность, сознательно. Вместо того, чтобы называть себя «тупицей», замените это определение на «умницу». Слово «растерянность» замените на «уверенность». Выражение «я глуп» пусть превратится в «Я полон открытий». Это упражнение достаточно простое, однако оно оказывает на подсознание огромное влияние. Аффирмации позволяют мозгу функционировать на все сто процентов.

Вспомните отличников, которые учились с вами энное количество лет назад. Скорее всего, они продолжали быть отличниками до самого выпуска. И одной из причин тому был не только их высокий интеллект, но и постоянное получение похвалы от родителей и учителей. Скорее всего, подобная судьба – но лишь наоборот – преследовала и двоечников. Получая плохие отметки, они также испытывали на себе действие отрицательной обратной связи от учителей. Что не могло не сказаться на их «успехах» в дальнейшем.

Интеллектуально-личностное развитие

Вывод

Несмотря на то, что уровень интеллекта в очень малой степени поддается увеличению во взрослом возрасте, есть неисчислимое количество способов воспользоваться своим мозгом по максимуму. Влияние инструментов, которые увеличивают умственную работоспособность, трудно переоценить. Их использование приносит успех и нужные результаты в самый кратчайший срок.

Так же вам может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *