Концепция самоэффективности как психологический феномен саморазвития личности

В этой статье вы узнаете, что такое самоэффективность, сможете оценить свой уровень самоэффективности и какими способами можно ее повысить.

Понятие самоэффективность и кто его придумал

Самоэффективность — оценка личностью собственных способностей справляться с определенными задачами в любой ситуации, суждение о действиях, которые он может совершить, что влияет на выбор стратегии действий и определение целей.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Понятие самоэффективность ввел в психологию американский психолог Бандура, который всю жизнь занимался исследованием поведения личности и причин тех или иных человеческих действий. Многие ученые утверждают, что поведение человека зависит в основном от внутренних процессов (побуждений, влечений, потребностей и т.д ). Концепция самоэффективности Бандуры не отвергает эти факторы, но добавляет сюда еще два вектора, которые влияют на поведение человека. Это условия внешнего окружения и человеческая вера, ожидания, цели и намерения, которые формируют поведение человека.

понятие самоэффективность

Человек сам регулирует свое поведение, причем часто своими действиями осознанно поощряет или наказывает себя. Если человек повел себя против собственных же моральных принципов, то он начинает переживать и осуждать себя. Поэтому образуется такая поведенческая цепочка: проступок – внутренний дискомфорт – наказание – облегчение.

Также Бандура ввел понятие саморегуляция, которая основана на самооценке человека. Самооценка повышается или понижается в зависимости от того, какой деятельностью занимается человек и самостоятельно ли он достигает успеха в этой сфере. Если дело касается его лично и он достигает в этом успеха, конечно, вырастает самооценка, появляется гордость за себя. В результате появляется поощряющее поведение самого себя. И наоборот, осуждая себя – появляется негативная реакция и человек наказывает себя.

Веди себя хорошо, и в будущем тебе это поможет

Своеобразным стандартом является поведение человека в прошлом. В соответствии с прошлым поведением можно оценить насколько адекватно поведение человека на сегодняшний день. Поведение в прошлом формирует самооценку и влияет на то, какие цели будет ставить перед собой человек в будущем.

После того, как данный уровень поведения уже достигнут, он больше не требуется, человек начинает искать нового самоудовлетворения. Люди хотят повысить нормы поведения после успеха и понизить их, чтобы приблизиться к более реалистичному уровню, после неоднократных неудач

Бандура

В зависимости от того, как человек определяет свою эффективность, он может либо расширять, либо ограничивать возможности выбора перед собой. Выбор деятельности, усилий, которые необходимы для преодоления препятствий и настойчивости, с которой он будет решать определенные проблемы. Поэтому самооценка эффективности влияет и на поведение человека, на его эмоции и мотивацию к действию.

Те люди, которые осознают свою эффективность, способны приложить максимум усилий для выполнения сложных задач. А люди, которые сомневаются в своих способностях, быстро опускают руки и сдаются. Люди с высокой самоэффективностью ожидают успех, поэтому их деятельность всегда приносит положительный результат. Люди с низкой самоэффективностью, постоянно сомневаются в себе и ожидают провала, поэтому зачастую их преследуют неудачи. Это замкнутый круг, думая о провале, получаем неудачу, и как результат падает самоуважение. Такие люди уделяют слишком большое внимание своим недостаткам, занимаются постоянно самокритикой по поводу своей некомпетентности.

Бандура

Те, кто считает себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабевает мотивацию и мешает выстраивать поведение. Напротив люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике

Бандура

Методика определения самоэффективности

Методика определения самоэффективности личности была разработана учеными Медуксом и Шеером , которая заключается в построении шкалы самоэффективности.

Шкала самоэффективности представляет собой тест из 10 высказываний, которые необходимо оценить по таким параметрам:

«абсолютно неверно» – 1 балл;

«едва ли это верно» – 2 балла;

«скорее всего, верно» – 3 балла;

«совершенно верно» – 4 балла.

Утверждения теста:

  • Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы
  • Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели
  • Мне довольно просто удается достичь своих целей
  • В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести
  • При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться
  • Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем
  • Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности
  • Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения
  • Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях
  • Я обычно способен держать ситуацию под контролем

Если вы набрали до 27 баллов, у вас низкая самоэффективность; 27-35 баллов – средняя,и более 35 баллов – высокая самоэффективность.

Самоэффективность человека подразделяется на 2 вида:

  • Социальная самоэффективность;
  • Академическая (профессиональная) самоэффективность.

Социальная самоэффективность заключается в уверенности личности в общении, в том, что он компетентен в общении, способен конструктивно решать любые вопросы коммуникативного характера. Также это уверенность, которая касается построения межличностных отношений.

Профессиональная самоэффективность – это уверенность индивида в том, что в любой выбранной деятельности он сможет эффективно использовать свои знания, умения и способности. И в этом деле достигнет успеха и отличных результатов.

Самоэффективность в психологии

Самоэффективность в психологии

Понятие самоэффективности в психологии рассматривают как чувство субъективной самоэффективности и компетентности. Это никак не связано с чувством собственного достоинства или самооценкой. Этот термин ввел в психологию ученый Бандура, который подразумевал самоэффективность, как ощущения человеком своих способностей, возможностью справляться с любыми трудными задачи и ситуациями, которые возникают в течение жизни.

Бандура говорил о том, что если человек имеет веру в свои силы и способности, тогда не справляясь с определенными задачами или ситуациями, это приводит к психическим расстройствам.

Вера в себя и осознание собственной эффективности – это разные вещи. Осознавая личную самоэффективность, человек может и готов приложить максимум усилий для решения даже самой сложной задачи.

Самоэффективность – определенная схема мышления человека. Высокая самоэфффективность меняет мышления и способствует увеличения позитивных суждений о себе самом. Также определяет силу и устойчивость мотивации к действию на пути к достижению цели.

Люди с высокой самоэффективностью считают себя хозяинами своей жизни, они берут ответственность за все, что делают и понимают, что многое в жизни зависит от их решений и действий. Люди с низкой самоэффективностью объясняют свои неудачи влиянием судьбы, кармы, магии.

Развитие самоэффективности влияет на поведение человека. Она вряд ли возрастет от самовнушения или веры в себя. Здесь важен пережитый успешный опыт человека, который влияет на формирование определенных убеждений о себе и способности решать задач любой сложности.

Факторы самоэффективности

Самоэффективность формируется под воздействием таких основных факторов:

  1. Опыт проживания собственного успеха. Этот фактор является самым мощным инструментом формирования самоэффективность, так как укрепляет веру человека в себя, в свои знания, способности. Человек убеждается в том, что «я могу». Это ведет к более уверенному, активному поведению. Особенно важно, если человек смог добиться успеха самостоятельно, только своими усилиями и трудом.
  2. Пример успеха других людей также играет большую роль. Самоэффективность человека особенно возрастает в том случае, если он видит сходство свое с другими успешными людьми. Например, я поступил бы также или я принял такое же решение. Я тоже это знаю и умею. Чем больше человек находит сходств, тем сильнее укрепляется его чувство самоэффективности.
    целься на успех
  3. Социальное одобрение и поощрение имеет тоже свой эффект на развитие самоэффективности, но этот эффект кратковременный. Каждый разумный человек осознает, что его социальный статус и авторитет в глазах других – это недолгое явление. Потом люди переключаются на другие объекты.
    Вот критика от близкого человека может полностью убить веру в себя.
  4. Если вы переживаете определенное волнение или положительные эмоции в результате осуществления каких-либо действий, то конечно это не только усиливает веру в себя, но и повышает стремление человека переживать чувство радости и удовлетворения еще и еще.

Целься на успех, и он будет

Если человек ожидает успеха от своей деятельности, то обычно эта деятельность и приводит к позитивным результатам. Низкая самоэффективность связана с ожиданием неудач, поэтому все действия приводят к неудачам и дальнейшему росту стресса.

Существует очень важное понятие «коллективная эффективность». Это причисление себя к успешной или нет группе. Эффективность определенной группы оценивается не только по собственным силам, но и по тому, на что способна данная группа. Например группа «крутых парней», «небогатых людей», «педагоги», «медики» и т.д.

Все группы отличаются своими способностями добиваться успеха, отстаивать свои или политические взгляды, бороться за свои права. Группы способны влиять на социальное будущее и менять ситуацию в лучшую или худшую сторону.

Концепция самоэффективности личности была проверена Бандурой экспериментальным путем. Он взял две группы студентов. Дал им задачу, в которой не было решения. Первой группе он сказал, что задача очень сложная, а второй, что она простая и легко решаемая. В результате первая группа очень быстро сдалась. Вторая же группа долго не сдавалась и билась над ответом. В итоге некоторые студенты предоставили решения данной задачи. Конечно, они не были верными, но шли до конца и пытались убедить в своей правоте.

В этом и заключается психологическая феноменальность самоэффективности. Убежденность в собственном успехе или успехе своей группы, способны творить чудеса. Люди с высокой самоэффективностью не только добиваются всех своих целей, но и способны менять будущее социума.

Так же вам может быть интересно: