Проблемы развития личности человека в разные периоды жизни

В данной статье мы рассмотрим основные проблемы развития личности и способы их решения. Думаю, что многие задумываются над развитием собственной личности или воспитанием своего ребёнка. Конечно, развитие личности — это комплексный вопрос, на который влияет много факторов — физиологические особенности, среда обитания, воспитание, деятельность.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Кризисные периоды развития личности:

проблемы развития личности

Детские годы

Наверное, многие сталкивались с периодами поведения у детей, которые являются переломными и ведут к радикальным изменениям личности.

Первые проявления характера мы наблюдаем у ребёнка ещё в раннем детстве, хотя это больше рефлекторное поведение, желание привлечь внимание матери. С рождения до 1 года — мама является центром Вселенной для ребёнка, и от её отношения у ребёнка складывается картина мира — доверие или недоверие к окружающей действительности.

В период 1,5-3 года — ребёнок проявляет черты автономного и независимого поведения. При определённой поддержке со стороны взрослых формируются — воля, желание преодолевать препятствия. В негативном случае — зависимость от взрослых, навязчивость и слабоволие.

В 3-6 лет также происходит переломный момент — ребёнок начинает ощущать себя личностью, начинает проявлять инициативу, желание участвовать в общих делах. У него появляется умение ставить цели, в обратном случае — беспомощность и пассивность. Очень важно содействовать в развитии самостоятельности, давать посильные поручения ребёнку, вовлекать в трудовую деятельность.

С 6 до 12 лет — дети проявляют предприимчивость, готовы к получению новых знаний. Расширяется круг общения, кроме семьи важную роль играет школа — детский коллектив и учителя. Развивается компетентность, то есть ребёнок чувствует себя более уверенно, благодаря обладанию новой информацией и поддержке ближайшего окружения.
В негативном случае формируется инертность. Дети чувствуют себя уже более взрослыми и нуждаются в уважении и понимании со стороны взрослых.

проблемы развития личности

Подростковый возраст

Период с 12 до 18 лет считается наиболее важным и сложным в формировании личности. Этот кризис является наиболее затянувшимся, хотя у детей этот период проявляется по-разному. Главное, что в этот период ребёнок ищет своё место в этом мире, выходит из опеки взрослых, формирует свои представления об окружающей действительности и взгляды на свою жизнь.

Основные проблемы развития личности проявляются в протестных реакциях, непослушании, упрямстве. Родителям советуют запастись терпением и по мере возможности помогать подростку в поиске себя, относиться с пониманием к изменениям в личности ребёнка.

Подросток может менять интересы, увлечения, друзей, задача родителей — стараться направлять развитие в нужное русло и оставаться в дружеских отношениях с подростками, не навязывать свои позиции. В подростковый период происходят значительные физиологические изменения в организме, а также формируется самосознание.

При позитивном развитии событий подросток берёт ответственность за свою жизнь, выбирает свой дальнейший путь развития. При негативном исходе — появляется замкнутость, желание общаться с неформальными группами, выход за пределы моральных норм, а бывает, и нарушения законов.

Поэтому задача родителей — контроль в меру и больше понимания, плавно направлять развитие личности ребёнка.

проблемы развития личности

Взрослый возраст

В период с 18 до 25 лет возникает потребность в интимности и любви. Важно научиться принимать себя и впускать чувства в свою жизнь, доверять людям, при этом не терять своё «Я» в отношениях. Любовь позволяет открыть новые грани в человеческой сущности и влияет на развитие личности даже в большей степени, чем многие другие факторы.

Позволяет человеку становиться более понимающим, заботливым, чувствительным к миру других людей. Родителям тоже нужно относиться с пониманием к первой любви, ибо бывают ситуации, когда запреты ведут к конфликтам, а в случае постоянного подавления — отвержение людей и невозможность создать свою семью.

В этот период многие определяются и в профессиональном развитии, бывает ещё максимализм в поведении, если не завершена стадия формирования основного стержня личности. В студенческие годы далеко не все понимают ещё своё дальнейшее развитие и часто меняют отношение к деятельности после завершения вуза.

Рекомендуем при выборе специальности руководствоваться интересам и способностями, чтобы потом не пришлось менять специальность. Бывает, что студенты бросают учёбу, если профессия не по душе. Поэтому данный вопрос нужно решать комплексно, учитывая все факторы.

Кроме того, в студенческие годы может проявляться желание самостоятельно себя обеспечивать и зарабатывать параллельно с учёбой. На Западе это уже давно практикуется. Считается, что чем раньше человек становится самостоятельным, тем лучше. Подобные стремления являются позитивным и пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.

Очень хорошо, когда человек может брать ответственность за себя и близких ему людей. При этом задача родителей помочь в выборе деятельности.

От 25 и выше

В период с 25 до 60 лет личность уже сформирована, хотя может и дальше развиваться при определённых условиях или желании со стороны самого человека. На этом этапе создаётся семья, возникает необходимость воспитания детей, проявляется забота о других. Наблюдается и профессиональный рост, важно найти себя и своё предназначение.

Работа должна приносить удовольствие, человек реализует себя в социуме и продвигается вперёд в своих достижениях. Достигнув определённых результатов, с удовольствием делится своим опытом с окружающими и детьми. Если человек прошёл до этого нормально все стадии развития и сформировал необходимые качества, то семья будет крепкой, а жизнь — счастливой.

В обратном случае будет отвержение общества и других людей, одиночество.

проблемы развития личности

Зрелый возраст

В период с 60 лет приходит новый этап переосмысления жизни. Главные проблемы развития личности тут проявляются в отношении к себе и прожитой жизни, анализируется достижения и неудачи. Очень важно понять, что Вы сделали много полезного и во многом преуспели — создали семью, вырастили детей, преуспели в работе или творчестве.

Даже если не сложилась семья, то реализовали себя в других сферах деятельности и оставили свой след на этой Земле. Ищите больше позитивного и продолжайте жить и радоваться жизни, помогать близким, передавать мудрость жизни. В Западной культуре бальзаковский возраст — вторая молодость, у людей появляется больше времени, они осваивают новые специальности или путешествуют.

В любом случае, нужно найти свою реализацию, хобби — вышивка, вязание, написание книг, разведение цветов или другие интересы.

проблемы развития личности

Проблемы развития личности в психологии

1. Что больше влияет на развитие личности — анатомические особенности или влияние среды?

Суть вопроса в том, что развитие во многом зависит от физических особенностей строения организма и человеческого мозга. Ребёнок только на определённом этапе может научиться говорить или развить другие способности. Бывает, что аномалии развития влекут изменения и в психическом состоянии.

При этом важную роль играет и среда обитания, воспитание в семье. Пока учёные не могут дать точный ответ, что оказывает большее влияние? Скорее это взаимосвязанные вещи.

2. Какое образование оказывает большее влияние на развитие личности — организованное или стихийное?

Под организованным понимаем — обучение с определёнными целями и задачами (школы, вузы), под стихийным — обучение без чётких целей, в процессе жизни (общение со сверстниками, семья, телевидение).
Естественно, что влияние оказывают оба варианта обучения, а вот пропорция влияния может меняться в каждом конкретном случае.

3. Какая взаимосвязь между задатками и способностями?

В данном вопросе психологи исследуют задатки, которые являются врождёнными особенностями человека и оказывают существенное влияние на возникновение способностей. Возможно ли их развитие, и что является основополагающим: задатки или обучение и воспитание развития способностей?

Учёные до сих пор решают этот вопрос, хотя бывает, что способности проявляются со временем, а не сразу в детстве. Встречаются истории, когда человек начинает хорошо рисовать или писать стихи под воздействием определённых обстоятельств.

проблемы развития личности

Проблемы развития личности в современном обществе

Наверное, многие задумывались, что время идёт, и современные реалии вносят свои изменения в процесс развития личности. Конечно, перестроечный период и главенство рыночных отношений поставили во главу всего такие понятия, как: материальное благосостояние, власть и сила.

Наблюдается снижение нравственных ценностей, зачастую принято считать, что для достижения своих целей все средства хороши. При этом не стоит забывать, что мы живём в социуме, и нужно помнить о правилах и моральных ценностях. Как мы можем помочь детям вырасти настоящими людьми с глубоким внутренним миром?
Конечно, семья имеет главенствующую роль в формировании личности, особенно на начальных этапах.

1. Вопросы воспитания

Для начала определим, что значит воспитание? Это формирование личности человека с целью подготовки для жизни в обществе. Воспитание должно быть позитивным и производится постоянно. Главную роль в данном вопросе играют родители, потом педагоги.

Конечно, благодаря семье ребёнок узнаёт, что такое хорошо, а что такое — плохо, узнаёт нормы поведения и правила жизни, что ценно, а что нет. Воспитание касается не только поведенческих вопросов. Существует такие виды воспитания: умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое, правовое, половое, экономическое, экологическое воспитание.

Основные методы воспитания:

1. Собственный пример, дети впитывают атмосферу в семье и стиль поведения взрослых, поэтому даже, если говорить, что нужно поступать определённым образом, а самим нарушать эти правила, не удивляйтесь, что и дети будут нарушать. Говорят, что в первую очередь нужно воспитать себя, а потом — детей.

2. Косвенный пример — часто в разговорах мы даём оценки тех или иных понятий, действий, событий. Дети слышат и воспринимают эту информацию. Поэтому старайтесь позитивно отзываться о супругах, работе, давать правильную оценку жизненным вопросам, это поможет в развитии личности Вашего чада.

3. Убеждение — один из основных методов применяемый в воспитании, цель — формирование необходимого поведения. Со временем слова близких людей и воспитателей формируют убеждения человека и влияют на его поступки в жизни.
При этом обращаются к сознанию человека и его чувствам. Главным образом убеждение производится посредством рассказов, лекций, диалога или диспута ( только в спокойной форме). Пример тут тоже имеет значение.

4. Поощрение — проявляется в оценке поведения, похвале и позитивном отзыве при должном поведении и определённых заслугах. Поощрение вызывает положительные эмоции и уверенность в себе и людей разного возраста, что помогает в достижении дальнейших успехов.

5. Метод взрыва, наказание — это крайняя мера, негативная оценка поведения, применяется при устойчивом непонимании, вся семья не поддерживает поведения, высказывает неодобрение и отказывается идти на поводу, наказание проявляется как лишение определённых удовольствий и радостей.

Однако этот метод должен быть ограничен в применении. Стараться взывать к позитивным сторонам личности.

проблемы развития личности

2. Нравственное совершенствование

Проблемы развития личности касаются и нравственной стороны развития человека. Для формирования положительных качеств личности очень важно наличие воли, активность и целеустремлённость. Каждый человек стремится в идеале быть лучше, походить на героев фильмов или книг. Вопрос, какие идеалы лежат сейчас в основе формирования личности?
Если раньше было много позитивных героев, то в современном кинематографе часто за основу берутся другие ценности, поэтому стоит направлять развитие детей и советовать , что больше подойдёт для просмотра или чтения.
Нравственность — это комплекс правил и норм, присущих определённому человеку и необходимых в общественной жизни.
Как уже было сказано, важно придерживаться активной жизненной позиции для достижения определённых целей, а также заниматься самовоспитанием.

С детского возраста рекомендуют:
1. Ставить перед собой посильные задачи на месяц, неделю, день. Планировать своё время.
2. Ежедневно вечером подводить итоги, что выполнил, а что нет? Что сегодня удалось?
3. Вести творческий дневник, в который записывать свои мысли, наблюдения и оценки, советы. Концентрировать внимание на успехах и достижениях. Всё это позволяет лучше понять себя, серьёзнее относиться к жизни, будет способствовать интеллектуальному и моральному развитию личности.

Важным моментом является занятость — тренировки физические и умственные, поиск самовыражения, подготовка к будущей профессии, борьба за свою мечту.

3. Развитие творческой личности

Развитие творческой личности — это очень интересный и важный вопрос. Далеко не все при рождении уже обладают творческим подходом к решению жизненных вопросов. Всё это формируется в ходе жизни и воспитания. Сухомлинский считал, что «главный способ самовоспитания души — красота». Причём красота понималась в широком смысле — искусство, музыка, отношения с людьми.

Таким образом, творческое развитие возможно, в США даже практикуют «курсы креативности», где обучают нестандартному и творческому мышлению, а во Франции в специальных центрах для руководителей — стажировка, где большая часть занятий посвящается художественной культуре.

Это способствует развитию вкуса к хорошо сделанной работе, гармоничным профессиональным отношениям, упорядоченности в работе. В основе развития творческой личности лежит эстетическое воспитание. Мы учимся воспринимать и любить прекрасное в жизни и людях.

4. Интернетомания

Мы живём в век развития технологий невероятно быстрыми темпами. Это очень хорошо с одной стороны — открываются новые возможности получения информации, скорость передачи данных, новые способы общения с людьми из разных уголков мира. При этом обращают внимание на то, что дети много времени проводят в Интернете, что вызывает определённую зависимость и искажает картину мира, возникает виртуальное восприятие мира.

В США увеличилась детская преступность, теряется грань между виртуальным и реальным миром. Рекомендуют ограничивать пребывание ребёнка за компьютером и стараться вовлекать его в активные действия, занятия, игры, тренировки. Старайтесь использовать прогресс в пользу себе и детям — для обучения, развития личности, получения необходимой информации и других важных целей.

Вывод

Итак, мы рассмотрели основные проблемы развития личности и способы их решения. В любом случае, важную роль в формировании человека имеет саморазвитие и воспитание подрастающего поколения. Давайте развивать себя и показывать пример нашим детям! Только мы сами создаём себя и свою жизнь.

Так же вам может быть интересно: