Проблемы развития творческой личности: негласная война

Успешно преодоленные проблемы развития творческой личности отличают судьбу состоявшегося художника от «художника в душе», работающего продавцом-консультантом. Каждый человек – сценарист собственной жизни. Естественно стремится, чтобы желания как можно в большей степени совпадали с возможностями. Но трудности на пути неизбежны, и нередки ситуации, когда люди бессильны против рока судьбы. Однако если «между Сциллой и Харибдой» оказывается творческая личность, ее мировосприятие и болезненная чувствительность могут сыграть с ней злую шутку.

Человек, словно режиссер, создает каждую сцену. Но во многом черновики наших сценариев предопределены – ведь когда-то они не были одобрены родителями или другими значимыми фигурами, отвергнуты окружающими. Огромное количество неснятых фильмов, невоплощенных сценариев остаются по ту сторону реальности – где-то в платоновом «мире идей». Когда творческий человек жертвует призванием во имя угоды другим, когда смысл его творений не находит отклика у окружающих – он переживает серьезную психологическую травму. Но душевная пустота, возникающая вследствие жертвы своим даром ради чужих интересов, не может быть компенсирована суррогатом жизни и творчества. Единственный способ, который позволит отыскать свое творческое начало и выбраться из дебрей несбывшихся надежд – это начать творить. В этой статье мы рассмотрим различные типы и компоненты творческих способностей, психологические особенности творческой личности, методы борьбы с «внутренним Критиком», а также другие рекомендации для улучшения продуктивности в созидательной работе.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Виды творческих способностей личности

Виды творческих способностей личности

Способности, заложенные в человеке, всегда опираются на умения, развитые в процессе деятельности. Таланты сами по себе никогда не гарантируют достижений. Чтобы творческая цель была реализована, достигнута, нужен «мотор», который будет запускать весь созидательный процесс. Этим мотором является желание, мотивация, воля.

Креативные способности включают в себя несколько компонентов. Это:

  • Творческая направленность личности;
  • Логические способности;
  • Интуитивные (эвристические) способности;
  • Личностные качества, которые могут ускорять или, наоборот, тормозить творчество;
  • Эстетические качества;
  • Самодисциплина, умение управлять собой.

Логические способности проявляются следующим образом:

  • В умении отделять конкретное от абстрактного, частное от общего;
  • В анализаторских способностях. Главные их признаки – глубина, полнота и правильность проведенного анализа;
  • В умении давать верные определения объектам, а также выносить о них правильные суждения;
  • В способности к аргументации, объяснению.

Эвристические способности – это:

  • Умение генерировать новые идеи, выдвигать неожиданные гипотезы даже в условиях недостатка информации;
  • Способность фантазировать – одно из самых ярких проявлений хорошо развитого воображения;
  • Ассоциативность запоминания, умение создавать новые связи между известными ранее компонентами задачи и новыми;
  • Способность усматривать противоречия там, где другим все представляется понятным и само собой разумеющимся;
  • Умение вовремя отказаться от непродуктивных навязчивых идей, бороться с ригидностью мышления;
  • Хорошо развитая критичность суждений – способность правильно оценивать полученные результаты своей деятельности и деятельности других людей.

Особенности творческой личности

Чем отличается творческий человек от других? Пабло Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». В этом, как считал всемирно известный художник, заключается отличие человека с высоким уровнем интеллекта от обладающего креативными способностями. С другой стороны, полноценный творческий процесс невозможен без наличия достаточно высокого интеллекта. Исследователи выяснили, что люди с нормальным уровнем интеллекта имеют и средние творческие способности. Начиная с определенного уровня IQ, связь между творческими способностями и интеллектом становится менее очевидной. Если человек обладает способностью к творческому мышлению, она проявляется во всех жизненных сферах. Между мужчинами и женщинами нет отличий в творческих способностях.

Проблемы развития творческой личности нередко связаны с ее склонностью к независимости в суждениях. Творческие люди склонны к необычным поступкам и проявлениям своей индивидуальности. Это не всегда вызывает принятие у окружающих. На самом деле, втайне окружающие бояться совершать подобные поступки из-за страха быть осмеянными. Нередко творческий человек испытывает сложности с адаптацией в коллективе. Общественные требования он принимает только если они совпадают с его собственными ценностями. При этом художников, музыкантов или поэтов редко можно называть догматичными. Их взгляды на социальные проблемы и собственные поступки часто бывают неоднозначными.

Еще одно свойство творческих людей – любознательность, стремление объединить информацию из различных источников знания. Креативщики всегда полны свежих идей, простому и скучному делу они предпочтут сложное занятие. В течение всей жизни они сохраняют детскую способность восхищаться окружающим миром. В самых крайних случаях их мировоззрение может закончиться настоящей войной с общественностью – люди могут считать их за сумасшедших, занимающихся воплощением своих бредовых идей.

Творчество или безумие?

В течение долгого времени считалось, что творчество является лишь одним из проявлений помешательства. Опыт давал немало подтверждений этой связи. Писатель Э. Хемингуэй страдал от тяжелых депрессий на протяжении всей жизни. Одна из самых известных киноактрис двадцатого столетия страдала от пристрастия к алкоголю, и в возрасте 36 лет покончила с собой – это была Мерилин Монро. Величайший немецкий философ – Фридрих Ницше – также страдал от постоянных приступов меланхолии. Жан-Поль Сартр, основоположник экзистенциализма в философии, в течение всей жизни употреблял алкоголь, снотворные и стимуляторы.

Около двух столетий назад ни у кого не вызывало сомнений, что творчество имеет своим источником либо шизофрению, либо меланхолию. Многие представляют себе художников как людей «не от мира сего»; также достаточно прочно в обыденном сознании укоренен образ «сумасшедшего ученого». Эти стереотипы настолько утвердились в сознании, что творчество стало восприниматься как процесс, выходящий за рамки совместимости с обычной жизнью. Они же стали причиной того, что возникли новые проблемы развития творческой личности – многие в настоящее время убеждены, что творчество является уделом избранных. Простым же смертным оно недоступно. Однако это не совсем так.

Творчество или безумие

Психологи нередко высказывают мнение, что выдающиеся личности – это не те, кто обладает определенным набором экстраординарных качеств; скорее, это те, кто умеет оказаться в нужное время и в нужном месте. Однако исследователями было выделено несколько качеств, которыми все же отличаются одаренные и творческие люди:

  • Независимость суждений; наличие своей точки зрения на любые события;
  • Творческий человек – это тот, кто всегда стремится выйти за рамки обыденности, найти более оригинальное решение проблемы;
  • Творческие люди психологически устойчивы к ситуациям неопределенности;
  • В своей деятельности они выбирают конструктивный подход;
  • Их «Эго» достаточно сильно, чтобы функционировать независимо от общества; война с общественностью нередко бывает их обыденным состоянием. Творческие люди достаточно автономны и устойчивы к давлению социума;
  • Открытость к новому опыту и знаниям;
  • Умение воспринимать красоту в широком смысле слова.

«Утренние страницы»: метод Джулии Кэмерон

Способ «Утренних страниц» стал популярен после выпуска книги «Путь художника» Джулии Кэмерон. Эта книга предназначалась для того, чтобы позволить творческому человеку возобновить контакт со своим творческим началом, получить мощный импульс к созидательной работе. Синоним «Утренних страниц» — фрирайтинг. Чтобы выполнить это упражнение, необходимо записывать от руки абсолютно любую информацию, которая приходит в голову. Это могут быть какие-либо события, воспоминания о снах, обстановка во дворе, которую можно наблюдать с балкона и так далее.

Упражнение подходит не только писателям, поэтам или сценаристам – оно окажет пользу и тем, чье творчество никак не связано со словом. Кэмерон настоятельно рекомендует писать ровно три страницы сразу же после пробуждения. Но некоторые психологи рекомендуют делать упражнение в то время, когда человек ощущает себя наиболее комфортно. Например, для «сов» фрирайтинг будет более эффективен в вечернее время. Утром для них важен каждый час сна, и потому, если они проснутся раньше для выполнения «Утренних страниц», скорее всего, в них останется информация, имеющая мало общего с истинным состоянием личности. Но и любой другой человек, если примется за письмо не позавтракав, будет испытывать трудности с концентрацией. Наиболее результативными «Утренние страницы» будут в то время, когда вы будете ощущать себя в продуктивном и комфортном состоянии.

Также не обязательного придерживаться заданного объема. Джулия Кэмерон в своей книге предписывает обязательно выполнять по три страницы каждый день. Но такой подход не совсем похож на творческий, не каждому будет удобен. Одному будет достаточно написать один абзац, чтобы освободиться от скуки накопившихся ненужных эмоций, другому может понадобиться больший объем.

утренние страницы

Рекомендации творческим людям

Рассмотренные ниже советы помогут обрести вдохновение каждому творческому человеку.

  1. Расширяйте свой кругозор. Читайте как можно больше, посещайте художественные выставки, музеи. Старайтесь пребывать в той атмосфере, которая обогатит вашего «внутреннего художника»;
  2. Творите каждый день. Если вы художник, старайтесь хотя бы полчаса в сутки уделять творчеству. Писатели могут попробовать следующее упражнение: прочитать аннотацию к кинокартине, которую еще не смотрели, и постараться самостоятельно придумать сюжет;
  3. Не стоит показывать свою работу миру до того, как она закончена. Если зритель не проявит ожидаемую от него реакцию, или к тому же начнет ее критиковать – это может отбить всякое желание работать дальше;
  4. Если вы хотите представить свой труд критику, подумайте трижды. Часто творческие люди бессознательно ждут признания от окружающих, и даже конструктивная критика может негативно повлиять на самовосприятие. Тем более разрушительным может оказаться полное непонимание. Если даже вы просите кого-то оценить ваш труд, чтобы впоследствии сделать его лучше, помните: во-первых, полученная обратная связь не всегда может отражать действительное положение вещей (ведь у каждого свои вкусы). Во-вторых – делать это нужно только в случае, если вы полностью уверены в своей самооценке;
  5. В творческой работе не привязывайтесь к конкретным срокам. Установленный срок создает психологическое напряжение, препятствуя творению «в потоке»;
  6. Анализируйте свой труд только после того, как он будет завершен. За творческий процесс отвечает правое полушарие, за его анализ и критическую оценку – левое. Это два разных вида работы, поэтому анализ необходимо проводить только после окончания творческого процесса;
  7. Старайтесь не думать о том, какой доход принесет вам ваше творение, или насколько известным оно может стать. Подобно установлению сроков, такой подход создает ненужное напряжение;
  8. Всегда держите под рукой блокнот для записей новых идей. Прислушивайтесь к ним, даже если они касаются несущественных деталей. Кажущиеся неважными на первый взгляд мелочи могут перерасти в настоящий шедевр;
  9. Выработайте в себе привычку заканчивать начатую работу. Даже если многое в ней находится в «сыром» виде, доведите свое произведение искусства до конца – одна завершенная работа ценнее десяти незаконченных.

Внутренний Цензор

Внутренний Цензор – опаснейший враг творчества

Проблемы развития творческой личности могут проистекать как из внешних обстоятельств, так и из внутренних установок. Опаснейший враг любых проявлений креативности – внутренний «Цензор», или, как его еще называют, «Критик». Он является ограничивающим голосом, который останавливает творческого человека от малейших стремлений к созиданию. Субъективно этот внутренний голос может восприниматься по-разному: как крик или обвинения, угрозы или насмешки.

Самая большая опасность внутреннего Цензора заключается в том, что творческому человеку некуда от него деться: Критик находится прямо у него в голове. Можно перестать общаться с недоброжелателями и даже склонными к критике членами семьи; можно сменить публику на более понимающую аудиторию. Но от внутреннего Критика сбежать невозможно.

Откуда берется этот навязчивый внутренний голос? Психологи убеждены: Цензор родом из детства, и является следствием неотработанных психологических травм.

Когда юный художник впервые пытается нарисовать свою первую картину, вылепить скульптуру, написать стихотворение, его произведение может в пух и прах раскритиковать любой взрослый – родитель или учитель. Что чаще всего и происходит. Одни взрослые действительно поступают так, чтобы нанести ребенку обиду. Другие считают, что при помощи критики они помогают детям стать в дальнейшем более совершенными. Но это приводит к одному – дети вырастают полными неуверенности в своих способностях. Помимо этого, проблемы развития творческой личности в детстве и подростковом возрасте часто происходят из-за агрессивного отношения сверстников к их творчеству.

Преодоление внутреннего Критика

Рассмотрим упражнение, которое поможет уменьшить голос внутреннего Цензора. Оно называется «Назад в прошлое». Смысл этого упражнения состоит в следующем: необходимо мысленно вернуться в прошлое и вспомнить тех людей, от которых вы могли услышать неприятные слова о своем творчестве. Когда человек вырастает, он забывает личности этих людей. Но в его голове они остаются в виде этого внутреннего Цензора, который продолжает саботировать творческую деятельность, подвергать критике любые начинания. Для того, чтобы научиться свободной созидательной деятельности, необходимо уметь справляться с внутренним Цензором.

Внутренний критик

Вспомните каждого «врага творчества» – родителей, критиковавших вас за «ненужные занятия», учителей, дразнящих сверстников. Этот процесс необходим для того, чтобы понять, откуда взялся ваш внутренний критик. Также упражнение помогает отделить ваш личный взгляд на собственное творчество от мнения других людей. Задача его заключается в том, чтобы нейтрализовать влияние социальных проблем прошлого. Для этого сначала нужно составить список «врагов вашего творчества». Просто вспомните обидчика, те слова, которые он говорил, весь негатив, который вам пришлось пережить из-за него. Затем подключите фантазию и представьте себе, что он снова стоит перед вами. Но теперь вы уже не беззащитный ребенок или подросток. Вам вполне по силам дать достойный ответ на его критику и дать отпор обидчику на все его гадости. Если вам удастся хорошо выполнить это упражнение, то после него должно возникнуть ощущение глубокого удовлетворения, восстановления справедливости.

Однако, как показывает опыт, одного выполнения чаще всего бывает недостаточно, чтобы решить все проблемы развития творческой личности, пришедшие из детства, и избавиться от накопленных комплексов. Иногда старые вредители творчества будут снова всплывать в памяти, иногда – появляться новые. Важно понимать, что внутренний Цензор не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Однако важно понимать, что внутренний Цензор не имеет ничего общего с истинным положением вещей. Решение этой проблемы развития творческой личности во взрослом возрасте целиком находится в руках самого человека.

Проблемы развития творческой личности: в заключении

Не каждый обладает большим талантом, или может назвать себя гением. Однако все люди способны к созданию нового в своей жизни – в своем характере, в окружающих, в своем мире. В течение столетий ведется спор о том, является ли желание и умение творить признаком помешательства, или же оно представляет собой один из способов успешно адаптироваться к окружающей действительности. Проблемы развития творческой личности не должны превращаться в окончательные препятствия на пути к самому творческому процессу. Ведь креативный процесс является лучшей профилактикой неврозов, дезадаптации, социальным проблемам, а также деградации личности. Известно, что дети могут быть намного более жестокими, чем взрослые. Нередко они подвергают одноклассников насмешкам, оскорблениям. Если даже ребенок оказывается способным дать им физический отпор – например, дать сдачи – то внутренний Ребенок совершенно беззащитен перед язвительной критикой.

Так же вам может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *