Кризис профессионального развития: друзья-начальники и низкооплачиваемый труд

Развитие личности в профессиональной деятельности редко происходит как по маслу. На протяжении жизненного пути человеку приходится преодолевать препятствия и противоречия. Со временем эта борьба превращается в неповторимую биографию. Начиная с определенного уровня развития, человек берет контроль над событиями в своей жизни, он ответственно подходит к внешним обстоятельствам и сам создает свой жизненный путь. Состояться как профессионал означает не только решить материальные проблемы и построить карьеру, но и испытывать чувство удовлетворения от результатов своей работы.

Ничто так не сопутствует успеху, как успех

Гете

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Но процесс становления никогда не бывает строго предопределенным. О многих людях с сожалением или укором говорят: его жизнь прожита бездарно. Дело не приносит удовольствия, отношения с коллегами не складываются, и даже семья не приносит радость. Какие психологические особенности свойственны тем, кто потерпел неудачу в профессиональном становлении? Какие способы выхода из этой ситуации? Как раскрыть свои истинные способности и желания, чтобы реализоваться в профессии? Все эти вопросы будут рассмотрены в статье.

И на том спасибо

Довольство малым: «И на том спасибо»

Развитие личности в профессиональной деятельности не происходит равномерно в течение всей жизни. По достижении определенного возраста и окружающие, и сам человек уже могут достаточно адекватно оценить уровень его достижений. При этом несостоявшиеся люди могут выбирать для себя различные стратегии, истолковывать по-разному профессиональные неудачи.

У некоторых карьерная биография практически не оказывает влияния на личность. Мотивы их деятельности могут быть разными – они работают, чтобы иметь хотя бы минимальный заработок, получать от государства льготы, общаться каждый день с любимыми коллегами (получая, таким образом, психологическую поддержку и негласное одобрение своей стратегии). Мотивы, заставляющие таких людей каждый день ходить на работу, по своей сути находятся вне рабочей деятельности. Работа для них – необходимое, но не совсем приятное занятие. От таких людей можно услышать: «Работаю, лишь бы хватало на самое необходимое», «Для моего уровня образования это неплохая должность». Однако при этом они, сохраняя относительное денежное благополучие, поступаются своими идеалами, целями, теряют кругозор, широту своей души.

Конфликтующие и неуверенные: попытки заставить совесть молчать

Другие, достигнув определенной черты развития, начинают испытывать страх перед неудачами. Их главная цель – сохранение достигнутого, поиск обходных путей. С одной стороны, такая позиция часто бывает следствием ответственного подхода к собственной жизни. С другой – нередко выбирающий подобну стратегию перестает «видеть лес за деревьями», он слишком подозрителен, часто сомневается. Для такого человека трудовая деятельность будет представлять наименьший интерес. Уровень его амбиций – самый невысокий. Жизненная энергия может быть направлена на семью или домашнее хозяйство. Так он снимает напряжение, переключая внимание факта неудачи в профессиональной реализации. Обычно такие люди умеют построить доброжелательные отношения с коллегами.

Следующая категория неудачников отличается от остальных вспыльчивостью и конфликтностью. Они стремятся объяснить карьерный крах стечением жизненных обстоятельств. Этот тип, напротив, часто ссорится с окружающими, негативно относится к работе. Причина этому – несоответствие амбициозных запросов личности и ее реальных достижений.

Конфликтующие и неуверенные

Понимая, что не обладают достаточно высокой квалификацией, внутри себя они не могут с этим смириться; их обыденное состояние – недовольство окружающим миром. Они часто конфликтуют на работе, нередки бытовые ссоры в семье.

Бывают случаи, когда человек всеми силами пытается решить сложившуюся карьерную ситуацию, всю энергию бросает на поиск выхода из тупика. Но потом очень быстро разочаровывается. Принимая свое поражение, он расценивает его как несправедливость судьбы. В нем копится злоба по отношению к людям, недоверие, желание за все отомстить. Отношения с коллегами у таких людей часто не складываются; в коллективе их называют неуживчивыми.

Большинство тех, кто к 30-40 годам достиг карьерных успехов, не считают, что им нужно проявлять творчество в трудовой деятельности. Они убеждены, что обладают достаточным набором умений и навыков, чтобы успешно выполнять свою работу. Однако отсутствие творчества – одна из частых причин наступления кризиса профессионального развития. Креативный подход является обязательным условием для профессионального роста. Перерывы, сбои в работе могут серьезно повлиять на качество труда, а провал может и вовсе привести к разочарованию в собственных силах и последующему уходу из профессии. Именно поэтому так важно постоянно пребывать в состоянии движения, совершенствования собственных навыков.

Профессия и бегство от себя

Формальное выполнение рабочих обязанностей словно играет роль маски, за которой скрывается истинная мотивация человека – и она состоит в потребительских ориентациях. В разговоре от таких людей можно услышать разные фразы: «Пока что я составил план на ближайшие 3-5 лет. Немного поработаю на этой должности, и потом, возможно, найду для себя нечто более достойное»; «Мне хорошо известны границы моих профессиональных возможностей. Превышать их я не вижу смысла». Но на фоне относительной стабильности и благополучия незаметно наступает кризис профессионального развития. В этот детально спланированный мир часто приходит непрошеный гость – сомнение. Отработав день в душном офисе, музыкант по призванию может проснуться посреди ночи, перебирая в своем воображении дела прошедшего дня, мелкие разговоры, обещания, неурядицы. И вот приходит кошмарное представление: «Мне уже практически 40 лет, и впереди – одно и то же. Откуда в моей жизни может взяться что-то новое?».

С наступлением утра все заканчивается, жизнь идет своим чередом. Но такие мысли неотступны: со временем они начинают подкрадываться посреди бела дня – на планерке, в кабинете у начальника, за обедом с беззаботными коллегами. Профессия и бегство от себя

Человек понимает, что сосредоточиться на работе ему становится все сложнее и сложнее. Он безуспешно борется с собственным «Я», старается заблокировать чувство негодования, сознание собственной неудачи. Конечно, к психическому расстройству это приводит в редких случаях, но нереализованное «Я» дает о себе знать достаточно настойчиво. Изменения выражаются в неадекватности самооценки, усиливающемся комплексе неполноценности, болезненное самолюбие. На уровне сознания человек может понимать, что мог бы достичь больших высот. Глядя на ровесников, он понимает, что его жизнь проходит зря. Иногда таких людей серьезно начинает интересовать призвание и самопознание, а порой в голову к ним приходит и вовсе абсурдная мысль: как же узнать, в чем мое настоящее предназначение!

Психологические исследования профессиональных неудач

Самоопределение в профессии всегда было предметом интереса психологов. Например, в исследованиях Шарлотты Бюллер показано: фактический уровень самореализации человека

зависит от того, насколько соответствуют поставленные им профессиональные цели его способностям, внутренней сути. Чем более понятно человеку его призвание в профессии, тем у него больше шансов на успешную самореализацию. При этом Бюллер подчеркивает: наличие жизненных целей – одно из главных условий психологического здоровья личности. Недостаток самоопределения, мелкие цели – основные причины возникновения невротических состояний.

Иногда противоречия вызываются объективными обстоятельствами – например, несоответствием должности и оклада реальным способностям и запросам человека. Психолог К. А. Абульханова считает, что результатом этого является ощущение собственной несостоятельности, неудовлетворенность, скука, озлобленность. Эти негативные переживания ведут к «ломке» личности: отказываясь от истинных желаний и профессиональных интересов, человек начинает ориентироваться исключительно на карьеру, «солидность», высокий заработок.

Кризис профессионального развития в этом случае выражается в несоответствии действительности и потенциальным возможностям, присутствует разрыв между «Я идеальным» и «Я реальным». Человек испытывает сомнения, нерешительность, пытается найти причины своих профессиональных неудач.

Б. С. Братусь предлагает два выхода из этой ситуации. Первая стратегия заключается в том, чтобы найти способы дальнейшего развития и совершенствования, достичь соответствия между идеалом и потребностями. Второй путь – поиск новых смыслов в той деятельности, которая имеется на данный момент.

возраст и опыт

Возраст и опыт

Преодолев кризис профессионального развития, человек вступает в наиболее благодатный период – профессиональные цели достигнуты, решены материальные проблемы. Обычно в это время дети уже подросли, а здоровье не совсем растрачено. Раньше считалось, что этот возраст наступает в 30-35 лет, теперь же границы сместились, и временем «становления мудрости» условно считается возраст 40-42 года.

Развитие личности в профессиональной деятельности выражается в достижении определенных высот, способности творчески решать возникающие задачи, проявлении индивидуального стиля в работе. Сотрудники, чей возраст составляет более 40 лет, являются ценными представителями в профессиональной среде. Они умеют отделить важные задачи от второстепенных, концентрируются на необходимом, демонстрируют высокие результаты. Исследования показывают, что многие мужчины реализуются в профессии лишь перейдя границу этого возраста. Г. Ибсен начал создавать свои пьесы после 40 лет, художник Тициан был неизвестен до сорока. Часто говорят о том, что люди освобождаются от условностей, проявляют свою непосредственную натуру только после 40. По крайней мере, «Божественная комедия» была написана Данте Алигьери в 42. Шекспир до 35 лет писал комедии, после – трагедии (лишь «Ромео и Джульетта» он написал в 31 год). В возрасте 35 лет Гоген оставил банковскую службу и к 41 году стал известным импрессионистом.

Нередко случается так, что человек, обладающий достаточно высоким уровнем интеллектуальных способностей, талантами в определенной сфере, все же не может реализоваться. Это происходит потому, что способности не могут заменить жизненного опыта, сами по себе не учат приспосабливаться к реальности.

Кроме того, многие исследователи не без оснований утверждают: личностная зрелость – это не категория возраста. Зрелым можно назвать того человека, который разумно расходует свои силы, пользуется жизненными возможностями, способен к самообладанию и контролю своих действий. Он понимает, какие дела значимы, а какие – нет. Зрелый человек способен владеть жизненной ситуацией, осуществляя расстановку сил в собственной судьбе; он сам формирует события и ситуации на своем жизненном пути. Случается и так, что молодые люди могут быть зрелыми не по годам, а пожилые остаются детьми – как в своем мировоззрении, так и в поступках.

Друзья-начальники

Друзья-начальники: да или нет?

Дружба – замечательное явление в сфере взаимоотношений между людьми. Однако по мнению исследователей, дружба с руководством имеет отрицательную сторону. Уменьшить негативное влияние дружбы поможет соблюдение субординации, а также принятых рамок и границ.

Дружба на рабочем месте зарождается по разным причинам. Иногда сотрудник и руководитель могут действительно найти немало общего за долгие годы совместной работы. Есть и такие начальники, которые сами приглашают работать в компанию собственных друзей или родственников. Люди, которые ищут работу, при прочих равных условиях скорее выберут ту компанию, которая отличается благоприятной атмосферой в коллективе, демократичным стилем руководства. Этот фактор также способствует установлению дружеских связей между руководителем и подчиненным. Эксперты считают, что работники гораздо эффективнее трудятся в обществе тех людей, которые им приятны.

Настоящая дружба в общечеловеческом смысле слова нечасто может возникнуть между руководителем и сотрудником. В большинстве случаев, будут иметь место дружеские взаимоотношения. Их скорее можно назвать партнерством. Однако есть и единичные случаи, когда начальника и подчиненного действительно связывает настоящая дружба. В чем плюсы и минусы этой ситуации?

  • Дружба на работе – это никогда не двусторонний процесс. В этой дружбе всегда будет присутствовать еще один субъект – сама работа. И именно через нее реализуются плюсы и минусы приятельства на рабочем месте;
  • Когда в коллективе царит атмосфера понимания, безусловно, это способствует лучшим результатам, сплочению команды. Но дружба может и помешать принятию верного решения в критической ситуации. Начальник не всегда правильно оценивает ситуацию, сложившуюся по отношению к другу-подчиненному;
  • В целом ситуацию дружбы между руководителем и сотрудником можно рассмотреть как медаль, имеющую две стороны. С одной стороны, возможность в любое время без страха обратиться к руководителю является безусловным плюсом, как для профессионального роста сотрудника, так и для успеха компании. С другой, как и во всем, в такой дружбе должно присутствовать ощущение меры. Дружба с руководителем может «расхолаживать» сотрудника: он может превышать круг своих полномочий, халатно относится к работе.

Эмоциональное выгорание

Эмоциональное выгорание

Сталкиваясь с невозможностью реализоваться в профессии, человек нередко прибегает к еще большей интенсификации работы, начинает вкладывать в рабочий процесс больше сил и энергии. Но не всегда такие затраты приносят пользу.

В 1974 году психиатр из США Дж. Фрейденбергер впервые предложил термин «эмоциональное выгорание». Ученый использовал его для того, чтобы описать состояние сотрудников, которые вынуждены были постоянно находиться в процессе тесного общения с пациентами, клиентами, работать в напряженной обстановке. Уже к началу 1982 года было опубликовано порядка тысячи исследований, посвященных феномену эмоционального выгорания.

Согласно классификации С. Маслач, выгорание имеет следующие признаки:

  • Ощущение эмоционального истощения;
  • Деперсонализация в процессе работы (каждый клиент или пациент не воспринимается как отдельная личность, рабочий процесс поставлен «на конвейер»);
  • Отрицательное самовосприятие, негативное отношение к себе самому как к профессионалу.

Е. Махер в 1983 году выделила следующие признаки:

  • Хроническая усталость, чувство утомления;
  • Психосоматические заболевания;
  • Негативный настрой по отношению к клиентам;
  • Конфликтные отношения с начальством и коллегами;
  • Злоупотребление психоактивными веществами: алкоголем, табаком, наркотиками;
  • Нарушения пищевого поведения: переедание или, наоборот, снижение аппетита;
  • Негативные эмоции (гнев, раздражительность, тревожность, чувство вины);
  • Упадок духа: цинизм, пессимизм.

Как выбраться из рутины?

Эмоциональное выгорание знакомо многим: в одно прекрасное утро человек обнаруживает себя в водовороте бесконечных обязанностей. Кажется, что он не закончится никогда. Его жизнь состоит из каждодневного подъема в 7 утра, исполнения указаний на работе, ремонта квартиры, приготовления уроков с ребенком. Все чаще он ловит себя на том, что не испытывает никаких желаний – ни ходить на работу, ни возвращаться домой. Из жизни напрочь исчезают радость, удовольствие, вдохновение.

Так происходит, когда человек перестает прислушиваться к своим желаниям, и вместо этого начинает выполнять чужую волю – шефа, мужа или жены, родителей или детей. Им руководит кто угодно, но только не он сам. Человек взваливает на себя груз ответственности за весь белый свет. Если отдел провалит работу, ребенок не подготовится к экзамену, а в подъезде будет грязно – виноват в этом никто другой, как он.

как выбраться из рутины

Что делать в подобной ситуации?

Здесь есть только один выход – постепенно, небольшими шагами снова учиться слышать свои желания. Распознавать то, что хочется, а что – нет, что приносит удовольствие и радость, а что является источником скуки или депрессии. При этом необходимо научиться определять приоритеты – чем-то придется жертвовать. Сделать это можно и нужно. Всю работу все равно сделать невозможно, а человеческие ресурсы – ограничены.

Начать можно с небольшого шага – посвящать себе 30 минут в сутки. Это время необходимо проводить наедине с самим собой – принимать ванну, прогуливаться, слушать любимую музыку. Заниматься тем, что приносит удовольствие и состояние комфорта.

Затем необходимо увеличивать время отдыха от бесконечной погони – увеличьте это время до часа, двух, трех, а затем и целого дня. Научитесь обращать внимание на свою физическую усталость и эмоциональное состояние. Уделите внимание себе в такие моменты: возьмите тайм-аут или отмените дела, на которые нет времени или сил.

Мастерство, авторитет и удовлетворенность работой

В процессе накопления рабочего стажа происходит не только развитие личности в профессиональной деятельности. Исследования показали, что мастерство влияет и на такие показатели, как настроение и самочувствие. При сравнении оценок людей с разным стажем работы по этим показателям выяснилось: самые низкие отметки настроения у работников с минимальным стажем работы. У тех же, кто трудится более 15-20 лет, высокие оценки настроения и самочувствия наблюдались не только во время работы, но и после нее.

Это говорит не только о том, что люди с небольшим стажем могут испытывать трудности в адаптации и ощущение неудовлетворенности избранной специальностью. Работники, которые трудятся в избранном направлении в течение длительного времени, испытывают удовлетворенность от своей деятельности и даже потребность в ней. Сотрудники, которые достигли мастерства, в некоторых ситуациях вполне имеют право расценивать себя как незаменимых работников. Например, отечественный психолог В. П. Андронов в своих работах отмечал: профессиональные доктора со стажем с течением времени начинают проявлять критичное отношение к общепринятым описаниям болезней. Воочию они убеждаются в том, что многие из тех симптомов, которые описаны в учебниках по медицине, наблюдаются крайне редко. При этом опытные врачи способны учитывать и те факторы, о которых они не знали после выпуска из медицинского вуза.

мастерство и авторитет

Авторитет – это понятие, близкое мастерству. Авторитетом психологи называют сотрудника, который достиг мастерства в своем деле. С его мнением считаются как коллеги, так и руководство. Он может не быть таким энергичным, как был в раннем возрасте, однако стоящие перед ним профессиональные вопросы он решает намного быстрее и качественнее.

На этом этапе по-новому проявляются творческие умения, организаторские способности. В 30 лет сотрудник может быть хорошим юристом или руководителем. Но успешно преодолев кризис профессионального развития, он становится уважаемым адвокатом, мудрым руководителем. Полученный в течение жизни профессиональный опыт обобщен и упорядочен. Поздний возраст хорошо подходит для руководящих должностей.

Развитие личности в профессиональной деятельности: заключение

Каждый помнит, как когда-то пришел на свое первое место работы. Обычно молодых новичков переполняет ощущение собственной взрослости, независимости. Они чувствуют, что наконец-то смогли «дорваться» до значимого дела, проявить себя лучшим образом. Но со временем это ощущение может незаметно пропасть – желание работать сходит на нет, отношения с начальством портятся, возникает ощущение ненужности своей работы. По сути, профессиональный кризис – это следствие того, что человек отдает слишком много себя на алтарь трудовой деятельности. Природа не оставляет этого даром: максимализм и крайности не приводят к хорошим результатам.

Каждый по-разному преодолевает возникшее ощущение разочарования. Стратегия, при помощи которой человек справляется с профессиональной несостоятельностью, напрямую влияет на выход из кризиса. Любой кризис – как личностный, так и профессиональный – представляет собой переломный момент. Он может быть как точкой падения, так и взлетной полосой.

Так же вам может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *