Средства развития логического мышления взрослой личности

Человеку свойственно не только познавать мир, но и анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключения, всё это возможно, благодаря законам логики, рассмотрим подробнее средства развития логического мышления человека. Замечено, что в процессе мышления мы оперируем не только словами, но и отвлечёнными понятиями, мыслим теоретически. Простые умозаключения могут делать даже дети, временами они выглядят забавно, при этом они говорят, что думают, поэтому принято считать «устами младенца глаголит истина». 

Можно дать следующее определение:

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Логическое мышление — процесс мышления, в котором используются понятия логики, выводы, заключения, основан на доказательствах и ведёт к обоснованным результатам, выводам.

Логическое мышление

Самообразование, развитие логического мышления издавна вызывали интерес, особенно у философов и учёных. Первым, кто начал изучать логическое мышление был Аристотель в 4 веке до н.э., его выводы и идеи стали основанием для создания целой науки логики, которая изучает проблемы соотношения законов логики и реальности, научное мышление, его закономерности. Развитие науки стало большим толчком к прогрессу и развитию способов мышления.

Замечено, что современный человек воспринимает мир логичнее, чем первобытные племена, которые привыкли ориентироваться на личный опыт или суждения главы племени, не могли делать самостоятельные общие выводы.

Однако, даже сейчас мы сталкиваемся с нелогическим мышлением, когда делаем поспешные выводы, не успев рассмотреть вопрос в комплексе. Как же работает логическое мышление, его законы и средства развития логического мышления рассмотрим дальше в статье.

Схема работы логического мышления

Выделяют 3 формы логического мышления:

  1. Понятие — характеризует определённый предмет, его особенности. Это может быть и явление природы, абстрактные вещи (радость, печаль, дождь, ручка, свет).
  2. Суждение — включает в себя несколько понятий, взаимосвязанных определённым образом, несёт утверждение или отрицание (животные — часть биологической цепочки, круг не есть ромб, часть детей не любит учиться)..
  3. Умозаключение — позволяет на основе нескольких утверждений сделать новое.

При решении логических задач суждения записывают одно под другим, а вывод отделяют чертой.

Пример:

У насекомых шесть лапок.

Бабочка — насекомое.

У бабочки шесть ног.

Такие умозаключения называют ещё силлогизмами — сочетание двух суждений, между которыми есть взаимосвязь, одна мысль вытекает из другой, является следствием.

Итак, на основе двух суждений можно сделать новый вывод, заключение, который часто используем в математике для доказательства теорем, решения задач.

Однако, похожие схемы работают и в обычной жизни — в процессе труда, производства.

Какие законы логики применяют для решения жизненных задач?

Стоит обратить внимание, что учёные выделяют следующие уровни развития логического мышления:

  • предметно-действенное — наблюдается у детей до трёх лет. В этот период все знания приходят через опыт жизни, необходимо всё прочувствовать, проверить на прочность и вкус;
  • наглядно-образное мышление — наблюдается в возрасте трёх-семи лет, однако и во взрослой жизни используем это мышление. Оно основано на определённых образах, которые воспринимаем на слух, зрительно, тактильно;
  • абстрактно-логическое мышление — наблюдается в виде информации абстрактного содержания, не поддающейся чёткому представлению. Человек может использовать отвлечённые понятия, цифры.

Какие законы логики применяют для решения жизненных задач

Средства развития логического мышления предполагают понимание способов работы с информацией:

  1. Сравнение — схожие и различные свойства вещей, понятий.
  2. Анализ — дробление одного объекта на мелкие части.
  3. Синтез — объединение нескольких схожих элементов.
  4. Обобщение — выделение определённых элементов на основании схожих характеристик.
  5. Абстрагирование — умение мыслить отвлечённо, выделяя отдельные характеристики, особенности.
  6. Конкретизация — выделение частных элементов в общем явлении, понятии.
  7. Систематизация — разделение, структурирование понятий, явлений по разделам, группировка.

Существует также порядок действий при работе логического мышления, который прослеживается и в логических играх:

  • Мотив — желание что-то узнать, разобраться, победить.
  • Анализирование существующей ситуации, исходных данных.
  • Решение задачи путём логических мыслей, выводов, поиска вариантов.
  • Поиск доказательств для подтверждения правильности выводов.
  • Проверка полученных результатов, внесение поправок.

Итак, средства развития логического мышления связаны также с правильным порядком и обработкой информации, умением подходить логически к решению задач, мыслить абстрактно, отвлечённо, находить способы решения и выходы из любой ситуации.

Законы логического мышления

Формирование и развитие логического мышления невозможно без понимания основных законов логического мышления, которые помогают делать правильные умозаключения.

К основным законам относят:

  1. Закон противоречия — этот закон установил ещё Аристотель, одно и то же явление не может иметь противоположные характеристики.
    Например: Венера — планета и Венера — не звезда; гладиолус — цветок и гладиолус — не цветок, верно лишь одно из высказываний.
    В искусстве, бывает, специально смешиваются нереальные понятия, сгущаются краски для получения более красочного результата. Однако в жизни, науке обычно истинность принадлежит одному из суждений.
  2. Закон исключённого третьего — этот закон предполагает выбор из 2-х суждений. Когда две теоретические истины можно объединить связкой «или».
    НапримерОн сегодня придёт или не придёт, любовь есть в мире или её нет.
    Противопоставляются 2 суждения, при этом истинно лишь одно, третьего не дано.
    Законы логического мышления
  3. Закон тождества — предполагает, что утверждение влечёт само себя, истина рождает истину.
    Например: Если луна спутник, то она спутник.Закон не имеет в виду постоянство вещей в мире. Предполагается, что из одного утверждения вытекает другое и всё.
  4. Закон контрапозиции — позволяет отрицанием переставлять места утверждения начального и его следствия.
    Например:
    1.Если идёт дождь, то дорога мокрая.
    2. Если дорога мокрая, то идёт дождь.
  5. Закон де Моргана — предполагает, что отрицанием можно объединить конъюкции (и) и противопоставление — дезинъюкцию (или).
    Например: Сегодня тепло и солнечно.
    Неверное, сегодня не тепло или не солнечно.

6. Правило отделения — предполагает возможность от условного знания перейти к выводам, умозаключениям.
Например: Если у ребёнка высокая температура, то это признак заболевания.
У ребёнка есть высокая температура. Он заболел.

7. Правило фальсификации — позволяет путём отрицания выводов приходить к отрицанию самих данных, утверждений.
Используют для случаев определения ложности теорий, выводов, благодаря нахождению ложных результатов при проведении опытов.
Пример: Если бы кот мог летать, он бы был птицей.
Но кот не может летать. Следовательно, кот не является птицей (хотя летают и насекомые и млекопитающие).

8. Утверждающе-отрицающий модус — путём сравнения двух утверждений определяет неверность второго утверждения.
Например: Либо сегодня будет урок по музыке, либо нас отпустят. Учительница пришла — урок будет. Значит, неверно, что нас отпустят.

9. Отрицающе-утверждающий модус — путём отрицания первого понятия приводит к истинности второго.
Пример: дорогу полил дождь или специальная машина.
Всё вокруг сухо, дождя не было. Значит, это была поливающая машина.

10. Закон приведения к абсурду — при наличии противоречия в утверждении, скорее всего, оно не является истинным.
Например: шестиугольник включает пять углов. Нелогичное утверждение.
Конечно, для решения логических задач нужны хорошее внимание и концентрация, однако можно совершенствовать исходные способности, рассмотрим подробнее средства развития логического мышления.

Способы развития логического мышления

Как развить логическое мышление? Этот вопрос часто стоит перед родителями, когда есть необходимость развивать детей, готовить к школе, однако взрослому человеку также полезно тренировать логику. Какие же методы советуют специалисты?

Способы развития логического мышления

  1. Постоянно тренируйте способности к логике своего мозга — решайте задачи на логику, ребусы, кроссворды, поиск отличий по картинам.
  2. Средства развития логического мышления включают и специальные игры, развивающие логическое мышление и внимательность. Сейчас появились и карточные игры с заданиями, а также старые «менеджер», «корова», «ассоциации». Поищите что-то подходящее, чтобы скрасить выходные, разнообразить досуг.
  3. Полезно также проходить специальное тестирование для определения уровня интеллекта и логического мышления. Такие задания, как минимум, стимулируют человека к решению сложных задач, улучшают мыслительные процессы.
  4. Полезно заниматься изучением новой информации, осваивать новые направления, науки. В процессе обучения развивается и логическое мышление, появляются новые вопросы, приходит понимание причинно-следственных связей.
  5. Хорошее средство развития логического мышления — изучение методов индукции и дедукции. Индуктивный метод исследует объект от частного к общему, дедуктивный от общего к частному. Можно представить себя Шерлоком Холмсом и поискать ответы на различные задачки.
  6. Положительное влияние на развитие логики несёт и чтение детективной литературы — следите за сюжетом, ищите ответы, занимайтесь поиском преступника вместе с автором произведения.
  7. Средства развития логического мышления включают и применение аргументов в жизненных ситуациях, спорах. Постарайтесь аргументировать каждое своё действие, подтверждать нужными словами, уметь доносить свою точку зрения окружающим спокойно, без перехода на эмоции. Полезно научиться подводить человека к нужному решению, применяя косвенные, наводящие вопросы.
  8. Развитие логического и образного мышления возможно также при постоянной практике в таких играх: шахматы, шашки, нарды. В них есть необходимость просчёта ходов противника, что стимулирует мышление и улучшает способности к логике.

Упражнения на развитие логического мышления

Как быстро развить логическое мышление? Этим вопросом задаёмся, когда ограничены во времени, но интерес к развитию есть. Наиболее подходящий вариант — применять упражнения на развитие логического мышления. Такие задачи можно решать по дороге на работу, в транспорте, в очередях.

Вот примеры простых упражнений c цифрами:

  1. Сначала потренируйтесь называть последовательность чисел на возрастание, прибавляя два: 2, 4,6…100
  2. Назовите числа в последовательности на убывание, уменьшая на два: 100, 98, 96…2.
  3. Можно потренироваться делать тоже на 4 ступеньки — возрастание и убывание.
  4. Перечислите последовательность попарно на 2: 2-100, 4-98, 6-96…
  5. Теперь задача на сообразительность, как быстро посчитать последовательность цифр: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10?

Упражнения на развитие логического мышления

Упражнения для развития умений мыслить абстрактно

  1. Представьте образы последовательностей цифр, не называя их, рисуя в своём воображении. Для усложнения — несколько разных рядов цифр и закономерностей.
  2. Более сложный вариант — называем цифры одного числового ряда, а пишем — другого.
  3. Другой вариант — перечисляем одну группу цифр по порядку, а представляем — другую.
  4. Умножаем число на 2, создаём ряд последовательностей — вслух или мысленно (2,4,8,16 …)

Упражнения с использованием слов

  1. Создавайте новые слова из известных слов, стараясь тратить минимум времени:
    Например: кот-ток.
    Можно поработать с такими словами: табун; базука; зола; ропот; клоп; мышка; банка.
  2.  Установите задание с определённой буквой и длиной слова. Например, буква «б» должна быть на втором месте, длина — 6 букв. Ответ — абрикос. Можно не ограничивать длину, а только с буквой сделать игру для начала.
  3. Найдите пары слов, которые читаются в двух направлениях: мор-ром, дом-мод.
  4. Напишите слова или предложения наоборот, пусть другой игрок попробует прочесть и понять смысл написанного.

Технология развития логического мышления включает и решение логических задач.

Вот примеры возможных задач, попробуйте найти ответ

  1. В гостях в деревне отдыхали 7 девочек, каждая нашла себе занятие: первая — читала, вторая — подметала, третья — играла в шахматы, четвёртая — полола грядку, пятая — разгадывала ребус, шестая — поливала клумбы, а что делала седьмая сестра?
  2. Есть река и подошли два человека, чтобы переплыть её, есть лодка, но рассчитана на 1 человека. При каких условиях они смогут переплыть на другой берег, как это возможно?
  3. Один человек подошёл к портрету и внимательно рассматривает, спросили, чей портрет и был ответ: «Я рос один, ни братьев, ни сестёр, но отец человека, что на портрете, сын моему отцу».
  4. Этот человек брил бороду по 10 раз в день, но всё равно был бородатым. Как такое может быть?
  5. Шли три мальчика и несли груши, которых было поровну, потом встретили они девять девочек, и каждый угостил, в итоге у всех стало одинаковое число груш, сколько груш было у каждого мальчика?
  6. Мужчина шёл по дороге, одет был в чёрные вещи, на небе не было луны, и фонари не светили. Сзади ехала машина, и фары не были включены, как водитель заметил пешехода и успел свернуть?

Развивать мышление — такая же работа, как работа в офисе

Формирование и развитие логического мышления — это постоянная работа над собой, решение задач, ребусов, а в детском возрасте — совместные занятия для развития логики и интеллекта. Есть предположение, что наши возможности определены природой и находятся на определённом уровне. Это неверное утверждение, эти факторы не статичны и могут улучшаться при желании человека.

Развивать мышление - такая же работа

Средства развития логического мышления всегда можно найти, постарайтесь уделять хоть несколько минут в день для таких занятий: в свободное время, в дороге, в перерыве, во время отдыха. Можно совмещать и решать задачи вместе, так даже веселее — кто составит больше слов из длинного слова, кто первый решит задачу, найдёт 10 отличий и подобные.

Особенности развития логического мышления заключаются в постоянной тренировке внимания, наблюдательности, изучения законов логики, индукции и дедукции. Всё в комплексе способствует улучшению логических способностей в большей степени.

Желаем успехов в развитии логического мышления и только побед во всех жизненных ситуациях!

Ответы по задачам:

Задача на сложение чисел — можно складывать попарно 1+10=11, 2+9=11 и так 5 пар, ответ — 55.

Логические задачи:

  1. Седьмая девочка тоже играет в шахматы, ведь играют обычно вдвоём;
  2. Переплыть реку можно, если люди находятся по разным сторонам реки;
  3. На портрете сын человека, что смотрит, а он сам сын своего отца;
  4. Работа человека брить других — брадобрей;
  5. У каждого мальчика было по 12 груш или число кратное 12 (24, 36);
  6. Внимательность, почему не было луны и не светили фонари — был день.
Так же вам может быть интересно: