Художники, продающие запчасти, или как раскрыть свой творческий потенциал

Средства развития творческого потенциала – это способы развития личности, «распаковки» ее внутренних резервов. Если не происходит реализация уникальных способностей, заложенных в человеке, его жизнь теряет значимость. Творчество – это умение находить необычные решения, выходить за рамки заданных правил, устанавливать связи между разными объектами. Противоположностью творчества является следование шаблону.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

средства развития творческого потенциала

Плохие представления о творчестве и творческих людях живучи, как сорняки. Поэты и художники предстают перед нами в образе безответственных, бедных и часто пьющих личностей. Но так ли это? Верен ли этот образ? Какие составляющие важны для реализации творческого потенциала? В этой статье мы рассмотрим ответы на эти вопросы. Конечно, ответы будут частичными – каждый может что-то добавить к ним из своего опыта. Верно одно – для того, чтобы воспользоваться заложенными в нас талантами, необходимо совершить определенную работу. Возможно, придется поменять некоторые свои установки, развить умение самоконтроля, проработать психологические комплексы.

средства развития творческого потенциала

Средства развития творческого потенциала: стремление преодолевать трудности

Мало какие средства развития творческого потенциала принесут пользу без культивации этого желания. Некоторые представляют себе творческого человека как некоего титана, способного дневать и ночевать перед своими картинами или сидя за роялем. Но можно взглянуть на идеал и с более трезвыми соображениями. Творческий человек – это тот, кто накапливает уверенность в своих возможностях через каждодневные усилия. Посредством решения задач он по крупицам собирает чувство собственной ценности как профессионала.

Слово «вызов» в английском языке звучит как «challenge». Оно, в свою очередь, имеет глубокие корни и происходит от латинского слова «calumniari», что означает «ложное обвинение». То есть, древние под жизненным испытанием предполагалось нечто несостоятельное и обманчивое. Трудности необходимо преодолевать, так как они не несут истины.

Но шансы преодолеть вызов прямо пропорциональны желанию его преодолеть. «Судьбу не стоит укорять за муки – есть в них и дружеские руки» — так написал стихотворении немецкий поэт Рильке. Если встретить испытания с надеждой на то, что они будут пройдены успешно – борьба, по сути, будет выиграна. Препятствия выпадают на человеческую долю для того, чтобы высветить имеющиеся слабости. Они помогают найти внутри себя силы к самоконтролю, терпение и находчивость.

средства развития творческого потенциала

Самоконтроль

Самоконтроль необходим и для профессионального роста, и для личностного развития. Достижения в творческой сфере, как и в любой другой, напрямую зависят от количества посвященных делу единиц времени. Главную роль снова играет отношение человека к самоконтролю, желание его развивать. Одни считают, что уже достигли необходимого уровня, и им совершенно не требуется это качество. Другие принимают удобную позицию, считая, что никогда не смогут должным образом себя контролировать. Но это – две крайности. А крайности, как известно, могут быть фатальными.

Главной предпосылкой к самоконтролю является собранность – это состояние, которое можно охарактеризовать словами «Все под контролем». Храбрость и решительность родственны любви, благодарности, вдохновению. «Иногда просто жить – это проявление храбрости» — говорил Сенека, римский философ.

Как добиться необходимого самоконтроля, чтобы раскрыть свой творческий потенциал? Американские ученые провели занимательный эксперимент. В нем принимало участие 18 женщин и шестеро мужчин. В ходе этого эксперимента испытуемые преобразились практически на глазах. Они научились подолгу концентрироваться на стоящих перед ними задачах. Стали питаться более здоровой пищей, меньше курить и употреблять спиртное. Они перестали тратить время на сплетни и просмотр телевизора, вместо этого занявшись учебой и рабочими делами. Об этих переменах ученые их не просили.

Что это за чудодейственные пилюли? Никакой медицины, и тем более магии. Исследователи просто попросили их регулярно заниматься спортом. Испытуемым подарили абонементы в тренажерный зал, чтобы они могли посещать его раз в неделю. Но когда эксперимент подходил к концу – а он длился два месяца – они уже сами стали посещать спортзал трижды в неделю.

Многие ученые – из тех, которых не отнесешь к категории «сумасшедших» — очень любили спорт. Древнегреческий философ Платон был борцом. Он считал, что для гармоничного развития личности необходимо как знать науку и искусства, так и совершенствовать физическое тело. М. В. Ломоносов любил заниматься фехтованием, стрельбой и подъемом гирь. Л. Д. Ландау много времени посвящал горным лыжам.

средства развития творческого потенциала

Побороть чувство стыда

Стыд – замечательный способ подчинить себе волю другого человека. Обычно стыдят других за такие вещи, которыми сами могут быть смущены. Как реализация творческого потенциала может быть связана с этим чувством? Создание произведения искусства – это процесс, который может быть источником чувств, испытываемых при рассказе личной или семейной тайны. К тому же, очень немногим людям удается избежать в детстве ощущения стыда. Когда человек заканчивает работу над картиной или рассказом, может возникнуть смутное ощущение: а что могут подумать обо мне, когда увидят или прочитают это? Когда другие средства развития творческого потенциала не работают, это может быть связано с тревожным или депрессивным состоянием, которые порождают чувство стыда. В этом случае необходима работа с психологом.

Но искусство является зеркалом, в котором отражаются все пороки общества. И если общество не желает видеть что-то плохое в себе, оно начинает стыдить указывающего ему на эти пороки. Например, ребенка из алкогольной семьи корят за двойки. Но разве ребенок виноват, что стал лакмусовой бумажкой для семьи, где ему «повезло» родиться?

Есть дисфункциональные семьи, где родители губят на корню любое творческое начинание их детей. Сколько бы ребенок ни старался, мать или отец не станут хвалить его за хорошие оценки. Но вот на недостатки всегда укажут. В контексте возможностей профессионального роста не столь важно, намеренно они это делали или нет. Ведь повзрослев, человек имеет дело с теми возможностями, которые имеются у него де-факто. Для творческих людей тщательно привитое извне чувство стыда за свои произведения – не самый лучший двигатель.

Люди могут даже не приступать к творческому процессу только из-за страха потенциальной критики. Критика – прямая дорога к тому, чтобы снова ощутить себя пристыженным ребенком. Конечно, не вся критика является абсолютным злом. Творческим людям необходимо уметь делать правильный выбор – кому показывать свои произведения, и в какое время это делать. Вряд ли у кого-то может вызвать восхищение недоделанный набросок. Невозможно контролировать весь поток отзывов. Но каждый, кто хочет более продуктивно заниматься творчеством, должен по мере своих сил создавать для себя условия развития творчества, искать того общества, в котором можно без опаски являть миру.

средства развития творческого потенциала

Гении или сумасшедшие?

Многие ошибочно полагают, что творческий человек – обязательно безумный гений. В прошлом веке довольно широкую популярность имела концепция о сумасшествии как о верном спутнике гениальности. Этому поспособствовали биографии таких блистательных представителей человечества, как художники Врубель, Эдвард Мунк, Винсент Ван Гог. Конечно, их биографии насыщены любопытными фактами. Например, Врубель после смерти своего ребенка начал страдать от признаков душевной болезни. Родственниками, которые страдали от них не меньше, художник был помещен в психиатрическую клинику. Там он и скончался через несколько лет. Эдвард Мунк – автор широко известной картины «Крик» — страдал от маниакально-депрессивного психоза. По поводу Ван Гога биографы не могут прийти к единому мнению – одни считают, что у него была шизофрения. Другие склонны полагать, что художник также страдал от биполярного расстройства.

Не меньшими странностями удивляли своих современников и ученые. Физик Фримэн Дайсон верит в инопланетян. Отец ядерной бомбы Оппенгеймер как-то выучил два языка – голландский и санскрит – просто так. Примеры же безумия ученых уходят туда, где берет начало вся европейская цивилизация – и это, конечно, Древняя Греция. Своим помешательством уже тогда успел прославиться великий древнегреческий ученый Эмпедокл. Его вклад в развитие науки сложно переоценить. Но ценой его гениальности был один-единственный минус – Эмпедокл считал себя богом. Однажды он решил доказать глупым неверующим свое бессмертие и прыгнул в вулкан. Но этот эксперимент ему не удался – к сожалению, Эмпедокл просто зажарился в жерле Этны…

средства развития творческого потенциала

Искореняем предрассудки

Такие примеры бросаются в глаза, однако считать, что творчество непременно должно коррелировать с безумием – не совсем верная идея. Во-первых, она не корректна статистически. Если объединить всех светил человечества в одну популяцию, далеко не все сто процентов от общего количества будут соответствовать профилю пациента психиатрической клиники. А также такая позиция опасна для мировосприятия многих творческих людей.

Творчество – это уникальный вклад человека в его культуру. Не обязательно быть прославленным гением, чтобы быть творческой личностью. С другой стороны, многие «гениальные» художники современности поспособствовали зарождению споров о смысле современного искусства. На многих биеннале демонстрируются настолько бессмысленные инсталляции, которые невольно заставляют ахнуть – «А король-то голый!».

Средства развития творческого потенциала направлены на то, чтобы человек мог реализовать себя именно в той сфере, которая наиболее соответствует его способностям. Не обязательно корпеть над пробирками или демонстрировать чудачества в обществе, чтобы быть креативной личностью. Творчество, если оно соответствует призванию – это и работа менеджера по продажам, и стоматолога, и даже механика.

Наличие или отсутствие профессионального роста также напрямую зависит от того, «на своем ли месте» находится человек. Тех, кто занимается работой вопреки своему желанию, окружающие – и он сам – могут упрекать в лени, отсутствии мотивации и других смертных грехах. Но скука на работе – прямой показатель грустного факта: жизнь тратится впустую. Чтобы остановить этот процесс, нужно избавляться от неверных представлений о творчестве, определять свои истинные таланты.

Борьба с предрассудками о гениальности и творчестве – всего лишь первый шаг. За ним следует целое путешествие, во время которого раскрываются подлинные возможности человека.

средства развития творческого потенциала

Целостность восприятия и гениальность

Гениальность связана с тем, что называется целостностью восприятия, широким охватом. Но именно увеличение скорости понимания, а не восприятия, влечет за собой ускорение познавательных и творческих процессов. Анализ биографий многих выдающихся людей показал, что такое восприятие достигается путем постоянного напряженного мышления. Такое мышление с целью разрешить определенную задачу со временем переходит в творческое озарение.

Что такое творческий потенциал, который реализуется в процессе постоянного мыслительного напряжения? Схема креативного мышления имеет следующий вид: напряженное мышление – фиксация внимания на проблеме – вынашивание проблемы – целостный охват – вдохновение – оценка проделанной работы.

Для лучшего понимания этого средства развития творческого потенциала можно рассмотреть некоторые феномены восприятия человека. Сознание каждую секунду воспринимает порядка двух миллионов деталей окружающего мира. При этом фотоснимок, состоящий из 2 млн. пикселей, покажется нам некачественной и смазанной. Даже фотография, сделанная ярким весенним днем, не дает такого количества элементов, которое охватывает взгляд человека. Считается, что целостное восприятие человеческого сознание достоверно имеет верхний предел в 1 млн. деталей.

Из-за этой особенности восприятия каждый раз, когда человек начинает мыслить, любое новое знание, по меньшей мере, затрагивается уже имеющимися аналогиями. При постоянном процессе мышления оно начинает наслаиваться, группироваться, усиливаться уже без усилий со стороны человека. О процессе целостного восприятия говорили многие поэты, композиторы и ученые. Например, В.В. Введенский так описывал свои воспоминания о Сеченове. «Вы больны?» — спросил я его однажды. – «Нет. Меня страшно занимает один вопрос, до такой степени, что, боюсь, я сойду с ума». Оказалось, что в этот период времени Сеченова занимала гипотеза о составе воздуха в легких». Не используя другие средства развития творческого потенциала, о которых раньше не было известно, Сеченов и подобные ему совершали достижения и открытия только за счет беспрерывного и напряженного мышления над проблемой.

средства развития творческого потенциала

Вывод: Рай и Данте

Даже если сейчас вы находитесь в творческом кризисе, продолжайте искать себя и творить. Помните – многие успешные произведения искусства создавались далеко не самыми одаренными людьми. В вопросе самореализации не стоит ориентироваться на устоявшиеся мнения о творчестве или навязанные извне установки.

Олицетворение идеала, нечто божественное, явившееся с неба, чтобы уделить земле луч райского блаженства, царица добродетели, облеченная в скромность, сияя красотой, шествует она среди похвал, будто ангел, сошедший на землю, чтобы явить миру зрелище своих совершенств. Ее присутствие дает блаженство, разливает отраду в сердцах. Кто ее не видал, не может понять всей сладости ее присутствия.

Данте Алигьери

Состоявшаяся личность – это тот человек, который сумел максимально использовать свои внутренние и наработанные в течение жизни ресурсы, умения. Здесь важен не только профессиональный рост и признание общества. Гораздо важнее включенность в выбранный вид деятельности, волевые качества, умение проработать неверные психологические установки, что, в конечном счете, помогает достичь полноценной и счастливой жизни.

Так же вам может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *