Типология личностного развития: самодиагностика

В этой статье мы разберем, что такое типология личностного развития. Зависимость роста и развития личности от разных типов характера, темперамента и отношения к жизни человека.

Прежде, чем разобраться с основными типами личностного развития, давайте разберем, какие типы личности бывают с точки зрения психологии.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Многие психологи занимались изучением и классификацией людей на подтипы. Наиболее фундаментальной работой по типологии личности является труд «Психологические типы» К.Г.Юнга. Он выделил два основных типа личности: интроверты и экстраверты. В каждой из этих групп он выделил 4 подтипа: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный.

На основе его труда, психологи продолжили изучение особенностей человеческого характера. Позже появились такие популярные типологии, как типология Шелдона, Кречмера, Хорин, Э.Фромма, А.Адлера. На сегодняшний день существуют тысячи типологий, в основе которых лежат определенные особенности личности, ее поведение, отношение к жизни, жизненные ценности, стиль жизни.

самодиагностика в развитии

К.Г.Юнг в своей класиффикации брал за основу способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние бессознательного с сознательным. Он определил термин «самость».

С интеллектуальной точки зрения самость — не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую. С таким же успехом её можно назвать „Богом в нас“. Начала всей нашей душевной жизни, кажется, уму непостижимым способом зарождаются в этой точке, и всё высшее и последние цели, кажется, сходятся на ней

К.Г.Юнг

Типология Майерс-Бриггс

В 1940 годах на основе типологии Юнга, появляется новая типология Майерс — Бриггс. Она стала очень популярной в Европе и США. На ее основе была создана система психологического тестирования. Психологические тесты являются наиболее действенной и популярной формой самодиагностики развития.

Всем людям нравится проходить психологические тесты. На первый взгляд простые вопросы, дают человеку исчерпывающую информацию о нем самом.

Тестирование используется как в бизнесе, так и в частной жизни. Они помогают выпускникам определиться с выбором будущей профессии, принять на работу человека именно на подходящую ему должность. А также помогают человеку разобраться в себе самом и понять, в каком направлении необходимо развиваться.

Тест Майерса-Бригса был переведен на 30 языков мира и применяется в области самопознания и личностного роста, карьерном росте, развитии организаций, семейных консультациях, решении проблем личного характера. Широко применяется в системе образования и тренингах межличностного взаимодействия.

Тест предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, которые определяют ориентацию сознания человека, ориентирование в ситуации, основу принятия решений, способ подготовки решений. Тест определяет, как человек реагирует на изменения, лидерские качества, способы использования информации и карьерная ориентация.

Типология личностного развития

Типы развития личности определяются ответом всего на два вопроса:

  1. Что движет человеком в плане изменений и развития?
  2. Какое направление изменений и чем оно определяется?

Двигателем в процессе личностного роста может быть:

  1. Внутренний потенциал роста и обстоятельств. Рост естественным образом. В этом случае он называется пассивным.
  2. Сознательная инициатива человека к росту и развитию. Он развивает себя сам и это является активным личностным ростом.
  3. Личностный рост по инициативе других людей или организаций (родители, школа, общественные организации). То есть осознание человеком того, что им занимаются.

типология личности человека

Каждым человеком движет какая-то внутренняя сила, которая его подталкивает или наоборот отталкивает от определенных действий, знаний, разного рода занятий. У детей часто преобладает позитивная энергия, любознательность и стремление к познанию мира. Чем старше человек становится, тем больше им движут страхи, привычки, скука, острая необходимость или нужда к познанию себя или чего-то нового.

Человеку необходима самомотивация, чтобы двигаться вперед и самомотивация, чтобы идти к определенным поставленным целям. Человек, который четко представляет, чего хочет от жизни, в самомотивации не нуждается.

Человек, который знает, чего хочет, ищет возможности для реализации себя. Остальные ищут и находят оправдания, чтобы не идти вперед. В этом и заключается суть типологии личностного развития. Для того, чтобы достигать своих целей, в первую очередь нужен переход от самомотивации до самоорганизации.

В каком направлении человеку двигаться, определяется такими факторами

  1. Врожденными интересами, способностями и особенностями человека;
  2. Интересами других людей и организаций.;
  3. Часто движение в ту или иную сторону задается проблемами и жизненными обстоятельствами человека;
  4. А также сознательным выбором человека, в каком направлении он хочет развиваться и чего достичь в какой-то определенной области.

Три варианта движущей силы и четыре варианта направлений дают типологию личностного роста. Она состоит из 12 пунктов:

  1. Человек растет и развивается естественным образом. К примеру, ходит в школу, читает книги. Это общее развитие.
  2. Человек растет естественным образом и им управляют проблемы и жизненные обстоятельства. Это стихийное развитие. Например, я ходила немного на танцы от скуки. Выучила пару аккордов на гитаре, потому что мне ее подарили и пошла в школу бизнеса, потому что там преподает моя подруга. Это было для меня бесплатно и прикольно. То есть, человек просто пробует все, что попадается под руку, но ничего не доводит до конца.
  3. Воспитание – рост естественным образом, направление которого определяется окружением. К примеру, мама всегда рассказывает об этике, а папа рассказывает интересные и нравоучительные истории их своей жизни.
  4. Имеет место быть фрагментарное развитие – рост естественным образом, но человек сам выбирает направление развития. Например, ребенок решил, что хочет быть доктором и какое-то время читал много книг по биологии. При этом, забросив на время остальные предметы.
    психологическая типология человека
  5. Человек активно развивает себя сам, но им движут проблемы и обстоятельства. Например, освоил профессию каменщика, чтобы зарабатывать деньги и как-то выжить.
  6. Осознанное самосовершенствование возможно лишь при условии, что человек активно развивает себя сам и сам выбрал направление развития. К примеру, решил каждый день пробегать 10 километром и делает это. Или поставил цель похудеть и перешел на правильное питание, которого строго придерживается.
  7. Когда человек активно себя развивает в том направлении, которые в нем заложены – называется самореализацией. Человек слушает свое сердце и по максимуму реализует все свои таланты и способности.
  8. Человек активно себя развивает в направлении, которое ему задает общество. Вырабатывает в себе такие черты, как трудолюбие, справедливость, смирение. То есть качества, которые ценит в человеке общество. Это называется самовоспитанием.
  9. Одна из разновидностей типологии личностного развития – коучинг. Когда с человеком занимаются, помогают развиваться ради решения его личных проблем. Это консультирование и психологическое сопровождения человека с целью найти правильный выход из ситуации и решить проблему человека.
  10. С человеком занимаются и помогают развиваться в тех направлениях, которые соответствуют его особенностям. Сюда относятся курсы личностного роста.
  11. На тренингах развития личности человеку помогают развиваться в том направлении, которое он сам для себя выбрал. Тренинги развития личности дают человеку знания, а также стратегии и тактики поведения, который повышают личностный потенциал человека. Он сможет это применить во многих областях своей жизни и более легко решать разные жизненные ситуации. Это могут быть тренинги по развитию внимания, искусству общения, лидерству, постановке целей, скорочтению и логическому анализу текста.
  12. Последний вид личностного развития – это образование. С человеком занимаются в заданном обществом направлении. Высшее образование направлено на удовлетворение потребностей общества. Образование дает систематизированные знания, которые передаются от поколения к поколению.

В данной типологии личностного развития не предусмотрены моменты, если человек пассивен или находится в конфликте с обществом из-за своих стремлений или привычек.

Типология развития конфликтующей личности

Типология развития пассивной или конфликтующей личности

  1. Социализация – это когда общество делает из пассивного человека то, что нужно окружающим. Это своего рода пропитка человека обществом, усвоение образцов поведения, норм и ценностей, знаний. Это можно назвать «социальным программированием», которое достигается путем воспитания, пропаганды, рекламы.
  2. Перевоспитание – общество пытается переделать человека, который хочет жить по своим правилам, которые считаются неприемлемыми в обществе. Перевоспитание направлено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение поведения уже сформированного человека. Перевоспитание достигается путем переубеждения, переучивания, поощрения и наказания. Но для начала определяют причины отклонения в развитии личности.

Если человек начинает осознавать себя и вести по-другому, то речь идет о развитии личности. Если к тому же он приобретает навыки, которые помогают ему решать разные жизненные задачи – происходит личностный рост.

На основе описанной типологии развития личности, человек может сам проанализировать свою жизненную позицию, в которой он находится. Это тоже один из методов самодиагностики. Только вам решать, комфортно ли вам жить в той позиции, в которой вы находитесь. Хотите вы проживать жизнь пассивно или активно, принимать решения самостоятельно или развиваться на благо общественных интересов. Все зависит от того, к какому типу личности вы относитесь и готовы ли вы к переменам.

Так же вам может быть интересно:

2 Комментариев

  1. Инна

    Саморазвитие — это хорошо, но я считаю, что человеку обязательно нужен грамотный Учитель, чтобы не тратить время впустую. Порой встречаешь умных, но «недообразованных» людей, понахватавшихся отовсюду ненужного, и становится за них обидно. Насчет страхов правильно сказано: с возрастом они все более одолевают тех, кто так и не определился в жизни, не обрел себя.

  2. Перевоспитать человека, имеющий свою точку зрения, почти невозможно, единственный шанс, как мне кажется, это привести железобетонные аргументы. Но стоит ли это делать, вот в чем вопрос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *