Условия развития личности: способы и предпосылки

Созреванию человека, как индивидуальной персоне, способствуют необходимые условия развития личности. Все внешние и внутренние факторы, касающиеся индивида, взаимодействуют друг с другом, что приводит к становлению его как индивидуальности. При правильном подходе возможно положительное взаимодействие, которое отразится на появлении правильных личностных качеств у отдельной особи.
Для развития личностных качеств человека важны сразу несколько элементов, таких как воля (она же собственная свобода), разум и чувства. Именно они определяют зарождение тех или иных поведенческих предрасположенностей и дальнейшее становление индивида, как личности.

Стоит понимать, что для адекватного личностного развития необходимы особые условия. Данная статья посвящена значимым условиям и предпосылкам для развития личности.

Разница определений термина

Личность – термин многогранный, хоть его основной сутью и является отображение индивидуальности индивидуума, подчеркивая специфику его характеристик и социальную природу. То есть, личность – это не только сознательное существо, способное действовать в общественно бытовой сфере, но это и целый порядок свойств и особенностей, ценных для социума, описывающих особу как его часть.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Если же заглянуть в разделы психологических наук, то там данный термин выступает определением для человека, чьи сложившиеся привычки, симпатии и антипатии, социально культурный опыт, накопленные умения, а также слоившийся набор психических и физических характерных особенностей, определяют ежедневное поведение человека и связь с окружающим миром.

Условия для развития личности у детей

условия развития личности у детей

Разобравшись со значением основных понятий, используемых в статье, можно смело переходить к необходимым условиям для развития личности. Старт созревания человека, как индивидуальности, положен с самого его рождения, и на протяжении всего жизненного пути развитие и самосовершенствование неизбежно.

В детском возрасте люди наиболее подвержены влиянию со стороны, что отражается на зарождении их черт характера и восприятии. В этот период складываются взгляды на мир и общество в целом, и выявляется отношение к их порядкам.
Целостное психическое созревание ребёнка получило название “ведущий вид деятельности”. Такой термин ввёл в обиход российский психолог, организатор науки, педагог и философ Алексей Николаевич Леонтьев. По теории на каждом жизненном этапе этот вид будет совершенно разным.

Возраст и ведущие виды деятельности:

1. Младенец. Определяется от 2х месяцев до года, непосредственно-эмоциональное общение со старшими представителями станет основной деятельностью этого отрезка времени.
2. Первая половина детства от года до 3х лет станет предметным участием. Здесь главное для малыша – удовлетворить тягу к знакомству с предметным миром.
3. Дошкольники от 3х до 7ми лет вступают в сюжетно-ролевую игру. Их желанием окажется скорое взросление, подражание и копирование во всём старших ребят. Здесь наблюдает появление самостоятельности у ребёнка, тяга к труду и самоидентификация.
4. Школьная пора в 7-11 лет выступает в качестве обучающего процесса. В ней появляется тяга к изучению нового и стремлению к дальнейшему самостоятельному существованию.
5. Подростки в 11-15 лет начинают практиковать интимно-личное взаимодействие, где проявляется необходимость для них в контактах с людьми своей возрастной группы.
6. Юные персоны с 15 до 17 лет определяются ярко выраженной тягой к учебно-профессиональному росту. Самоопределение, изучение самого себя – всё это относится к этому промежутку времени.

Саморазвитие

Помимо внешних условий и средств развития личности, также важную роль играет саморазвитие. Творческо-преобразующий процесс и самостоятельная активность также являются важным условием формирования личности.
Внутреннее самоопределение персоны и её выявленная активность сильно влияют на восприятие воспитания со стороны окружающих. Если воздействие учителя не получает взаимной отдачи у индивидуума, то это негативно скажется на будущем его внутреннего “Я”.

Условия и предпосылки развития личности:

условия развития личности стадии

Внешние. К ним относятся социальные условия развития личности. То есть, сюда пойдет давление со стороны общества на особь, его воспитание педагогами и родными.
Внутренние. К внутренним можно отнести склонности, заложенные природой, генетические предрасположенности и влечения, а также переживания, мысли и чувства, возникающие из-за давления на персону внешних воздействий.
Существует ещё одно, немало значимое разделение предпосылок для прогрессирования индивидуальности.
Необходимые условия развития личности. Отнести их можно к внутренним предпосылкам. Это объективная закономерность результативности индивида на пути совершенствования.
Достаточные. Они больше подходят под внешние факторы, так как включают в себя причины, противоречия, основания и следствия прогрессивности.

Школьная деятельность, направленная на развитие личности

развитие личности школа

На плечи педагогов и воспитателей ложиться огромная ответственность за будущее своих подопечных. Ведь именно они оказывают большое влияние при взрослении наших детей. Ценен тот учитель, кто способен увидеть в каждом своем ученике маленькую, развивающуюся личность.

Внутренний мир школьников очень хрупок и подвержен любому влиянию со стороны. Поэтому так значимо создать все требования и обстановку, которые поспособствуют адекватному росту учащихся.

Помните, что оказать влияние на уже взрослую персону, с устойчивыми взглядами на мир почти невозможно. И её становлением и совершенствованием начинать заниматься придётся с раннего детства, чтобы впоследствии не стало поздно.

Роль старших в психическом созревании младшего поколения

Старшие, порой сами того не понимая, оказывают сильное влияние на молодое поколение. Ребёнок обращает всё своё внимание на более опытных взрослых людей, у которых он учится правилам выживания в обществе. Именно у них он перенимает некоторые повадки и взгляды на проблемы социума.

Главной задачей старшего поколения становится организация адекватного усвоения норм морали. Для этого придётся обратить внимание на своё же поведение, так как малыш полностью скопирует все ваши реакции и ответы на какие-либо ситуации.

Также одним из наилучших способов воздействия на правильное психическое созревание станет навязывание эстетических вкусов малышу, разъяснение, что такое “хорошо” и “плохо”, что приемлемо в поведении, а что запрещается моральными нормами и этическими соображениями.

Какие условия обеспечивают успешное формирование личности?

Успешному формированию способствует не только социальная среда, но биологические предпосылки. Генетика задаёт наше становление, созревание и поведение. Обстановка для протекания этих процессов задаёт их дальнейшие изменения в лучшую положительную сторону или наоборот в худшую негативную.

Повлиять на процесс возможно, главное обеспечить растущую особь правильным культурным и социальным окружением с самого рождения и на весь период взросления. Прогресс ребёнка определяется не только его биологическими задатками, но и взрослыми, которые находятся рядом с ним.

Способы и условия развития личности:

1. Форма игры. По сути, всё наше существование происходи в форме игры, в самом начале запускаемой извне, а затем передаваемой в наши руки.
2. Деловые отношения. Первоначально, все деловые взаимоотношения мы наблюдаем со стороны. Затем пробуем воспроизвести их самостоятельно.
3. Обучение и практика. Изначально мы изучаем всё вокруг, потом пробуем повторить это самостоятельно, впоследствии же обучая тому, что узнали других.
4. Физические тренировки. Наше тело помогает нам выбирать интересы и увлечения, основываясь на наших возможностях и предпочтениях. Любые самообновления лучше всего начинать со своего тела.
5. Гармония. Невозможно саморазвитие без гармонии. Разрешите все конфликты, спорящие в вас же самих, и прогресс не заставит себя ждать.
6. Постоянная работа над собой. Принятие решений, мониторинг и анализ собственного “Я”, осознание своих же действий – всё это работа над собой, так необходимая нам для самосовершенствования.

стадии развития личности

Применив выше перечисленные способы на практике, вы заметите, как достигнете собственного процветания и расширение кругозора вашего чада.

Так же вам может быть интересно: