Волевое и личностное развитие в онтогенезе: отцы и дети

Волевое и личностное развитие в онтогенезе – один из центральных вопросов психологической науки. Воля определяет человеческое поведение. Она является качеством, необходимым каждому взрослому на пути саморазвития. Онтогенез включает все преобразования, которые происходят от рождения до смерти. Именно сила воли обеспечивает решение стоящих перед человеком задач в течение жизненного пути. Она, как воздух, необходима для достижения целей. Воля и управление своими действиями отличают человека от других обитателей планеты – братьев наших меньших.

Но хорошо развитыми волевыми качествами обладают не все взрослые. Как развивается сила воли? Верно ли утверждение о том, что волевые усилия могут проявится даже в ребенке? Что происходит с волей в подростковом возрасте? Читайте об этом в нашей статье!

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

волевое и личностное развитие

Волевые проявления в раннем возрасте

Отечественный ученый С. Л. Рубинштейн, изучавший волевое и личностное развитие в онтогенезе, считал уже первые осмысленные действия у ребенка примитивным проявлением воли. Другие исследователи убеждены, что воля проявляется исключительно в подростковом возрасте, а ребенок 2-5 лет совершенно не обладает этим качеством. Рубинштейн подчеркивал, что ошибочными являются два крайних утверждения. Развитие воли начинается в раннем детстве и проходит длительный путь формирования. Ребенка нельзя рассматривать как исключительно инстинктивное существо.

Ученые, исследующие волевое и личностное развитие в онтогенезе, большое внимание уделяют процессу освоения произвольных движений у маленьких детей. Русский ученый И. М. Сеченов полагал: движения, которые ребенок осуществляет по своему желанию, развиваются долго. Они не заложены с рождения. Ученый считал, что беспорядочные движения младенца постепенно становятся заученными, однако не являются произвольными. Лишь когда в мозгу ребенка начинают формироваться ассоциации, он выполняет движения произвольно. Вильгельм Вундт, основатель первой экспериментальной психологической лаборатории, придерживался другого мнения. Он утверждал, что изначально проявляются произвольные движения.

Волевые качества личности и их развитие имеют своим источником раннее детство. Ребенок выполняет произвольные действия, так как видит: его поведение влечет за собой определенный результат.

Маленький Петя (возраст 1 год) 84 раза повторяет одно и то же действие – поднимает, а затем опускает крышку кофейника. Падение крышки сопровождается громким звуком. Петя вздрагивает, но затем продолжает поднимать крышку. Он как бы желает удостовериться, что звук связан с его поведением.

Вадим (1 год) делает удары чайной ложкой по стеклянному стакану. Каждый раз ребенок внимательно прислушивается к звону стекла, который раздается после каждого удара. Однажды он стучит ложкой, но так и не слышит звука. Ребенок удивляется, и ударяет ложкой еще раз – раздается глухой звук (теперь Вадим прикрывает стакан рукой). Реакция удивления показывает: малыш стучал ложкой специально, чтобы извлечь звон.

волевое и личностное развитие

Речь и развитие воли у ребенка

Дети до 2 лет неспособны воспроизводить знакомое действие без нужных предметов. Например, они не могут показать, как есть ложкой, если не держат ложку в руке. Поэтому важным шагом для развития воли является формирование умения представлять предметы, которых нет под рукой. К трем годам произвольное действие без нужного предмета уже способны совершить 94% детей.

Волевые качества личности и их развитие в детском возрасте очень сильно зависят от влияния речи. Ее регулирующая функция обнаруживается в 2-3-летнем возрасте. Для детей особенно важными являются слова взрослых «надо» и «нельзя». Слово «надо» требует от малыша действия даже против его намерений. «Нельзя» сигнализирует о запрете. Но побуждение к действию или его сдерживание в этом возрасте пока что больше регулируется реальными стимулами, нежели речью.

С. Л. Рубинштейн был глубоко убежден, что маленьких детей нельзя расценивать как дикарей, которые не способны к самообладанию, и руководствуются только инстинктами. Дети умеют контролировать себя уже в 3 года. Развитие волевых качеств личности проявляется в возрасте 3-4 лет – малыши понимают, что не всегда есть возможность делать то, что хотят. Намного труднее им подчиняться приказам не делать что-либо, чем делать что-то другое. Родителям лучше выражать свои желания в утвердительной форме.

Отечественный исследователь Е. П. Ильин, также изучавший волевые качества личности и их развитие, придерживался несколько иного мнения насчет развития настойчивости. Ученый считал, что истинная настойчивость может проявляться только в раннем школьном возрасте, когда дети начинают заниматься внеклассными занятиями – музыкой, спортом.

волевое и личностное развитие

Особенности проявления воли в дошкольном возрасте

У дошкольников главным фактором, который стимулирует волевое поведение, является игра. Для этого возраста она представляет собой ведущую деятельность. Исследователи, изучающие волевое и личностное развитие в онтогенезе, получили следующие данные. Если попросить ребенка прыгнуть до черты на полу, то длина его прыжка окажется меньше, чем когда он изображает прыгающего зайку. Дошкольник может по просьбе взрослого стоять по стойке «смирно» около 18 секунд. Но если ребенок, играя, изображает часового, то его неподвижность продлится гораздо дольше – до 1,5 минут. С возрастом разница между волевым действием в игровой и неигровой ситуациях становится меньше.

В возрасте 4 лет у детей уже достаточно развит самоконтроль. К 4-5 лет годам дети начинают слушаться взрослых, так как иначе ощущают вину. К концу дошкольного этапа развития ребенок способен доводить начатое дело до конца: он выполняет задание, проявляя упорство, инициативность, самостоятельность. У ребенка дошкольного возраста слова «надо» и «нельзя» становятся внутренними регуляторами волевого действия, которые он произносит мысленно.

Но дошкольники могут проявлять и негативную сторону развивающейся воли – своеволие. Ребенок может капризничать, упрямиться. Это бывает связано либо с безнадзорностью, когда дошкольник делает все, что захочет, либо со слишком высокими требованиями. В последнем случае своеволие проявляется как защитный механизм.

волевое и личностное развитие

Младший школьный возраст

Волевые качества личности и их развитие переходят на новый этап с началом школьного обучения. К ребенку начинают предъявляться требования, под влиянием которых усиленно тренируются память, внимание, воля. Воля у младшего школьника развивается под влиянием необходимости выполнять домашнюю работу. Он должен вспоминать пройденный материал, намеренно запоминать новый, проявлять настойчивость в решении задач.

В первом и втором классе дети проявляют волю, главным образом, по указке учителя или взрослого. Они прилагают волевые усилия без давления со стороны только к третьему классу. Если детям нужно воздержаться от определенного действия – например, не смотреть на страшные картинки – они способны сами создать для себя условия и исключить эту возможность.

Например, они переключатся на другую деятельность. Школьники с низким уровнем развития силы воли успешно осваивают те предметы, которые интересны для них. По урокам, которые не вызывают интереса, они получают отметки ниже. Так как дети нередко проявляют волевые усилия только ради одобрения взрослых или преподавателя, воля в этом возрасте еще не подкреплена моральными принципами.

волевое и личностное развитие

Подростковый возраст

Развитие волевых качеств личности подвергается основательной перестройке в подростковом возрасте. Подростки склонны проявлять самостоятельность, саморегуляцию. При этом их эмоционально-волевая сфера наполнена противоречиями. Подросток, стремящийся к независимости, критически воспринимает указания взрослых. Он становится менее дисциплинированным, проявляет упрямство, настойчив только там, где у него имеется интерес.

Происходящий процесс полового созревания значительно влияет на нервные процессы, что также отрицательно сказывается на воле подростка. В его нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому подростки обладают слабой выдержкой, плохо применяют санкции, основанные на моральных соображениях. С другой стороны, возрастает смелость. Подростки способны совершать даже героические поступки, что неоднократно происходило во времена Второй Мировой войны. Установлено также, что дети 12-15 лет склонны переоценивать свой уровень воли и энергичности.

Волевое и личностное развитие в онтогенезе: юность

После того, как трудный подростковый возраст подходит к завершению, сила воли все больше становится главным двигателем учебной деятельности. Волевое и личностное развитие в онтогенезе у старшеклассников проявляется как высокий уровень самоконтроля. У них начинает проявляться способность к терпению – умению продолжать деятельность, несмотря на физическую или психологическую усталость. От младших школьников требовать этого опасно.

Во время обучения формируется моральная составляющая воли. Школьники понимают: их поступки значимы для общества, друзей. Волевая активность у старших школьников часто становится целеустремленностью. В старшем школьном возрасте у девочек резко снижается показатель смелости. Это создает определенные сложности для их физического воспитания.

Наоборот происходит у мальчиков – с возрастом количество обладающих высоким показателем смелости увеличивается.
Девочки в юности значительно чаще отказываются выполнять потенциально опасные для здоровья упражнения, например, падение спиной назад. В исследованиях, посвященных качеству решительности, у мальчиков не было отказов от таких упражнений ни в одной из возрастных групп.

волевое и личностное развитие

Воля у взрослого человека

Взрослые – возрастная категория, для которой особенно необходимо развитие волевых качеств личности. Главной особенностью периода взрослости является генеративность – стремление порождать новое. Это качество проявляется в умении решать проблемы, творческом подходе к различным ситуациям. Генеративность является жизненной позицией, которая предполагает участие в разнообразных социальных ситуациях, для нее крайне необходима развитая воля.

Противоположность генеративности – явление стагнации, или жизненного застоя. Чем больших результатов достигает зрелая личность, тем больше она может раскрыть свои способности.

Многим взрослым сложно понять, что именно им необходимо – организованность или развитая сила воли. Организованный человек – это тот, кто не склонен опаздывать, не забывает где попало вещи. Можно научиться быть организованным, но при этом не быть волевым.

Тем, у кого недостаточно развита сила воли, стоит немного сдвинуть фокус внимания на другие особенности психоэмоциональной сферы. Физические упражнения необходимы каждому, но больному, прежде чем их выполнять, нужно сначала выздороветь. Волевые усилия тоже являются нагрузкой. Поэтому, прежде чем приступать к тренировке воли, нужна основа. Практически все люди являются психически здоровыми. Но не каждому хватает душевного спокойствия. Сила воли блокируется повышенной тревожностью, страхами. Также развитию воли препятствует психологическая установка жертвы. Сила воли несовместима с такой установкой.

волевое и личностное развитие

Вывод: и детям, и взрослым

Индивидуальное развитие, или онтогенез, у каждого протекает со своими особенностями. То же самое можно сказать и о развитии воли. Воля необходима на каждом возрастном этапе. Волевые качества личности и их развитие происходят постепенно, формируясь с самого раннего возраста. Нельзя сказать, что волевой максимум усилий ребенка не равен максимуму взрослого. Если же сравнить отдельные компоненты воли – моральную составляющую, сознательную регуляцию своих действий – то, конечно, взрослый превосходит в этом подростков и детей. Сила воли у взрослого – это способность следовать своему намерению, даже если обстоятельства препятствуют реализации плана. Развитие воли происходит не быстро, однако этот процесс вполне реален и подчинен своим закономерностям.

Так же вам может быть интересно: