Формы саморазвития личности по Пассмору: размышления

Формы саморазвития личности это качественные подходы к внутреннему изменению самого себя. Подчеркнуть индивидуальность, расширив собственное познание невозможно, так как расти предстоит именно морально, а не физически. С ростом приходит и понимание “похожести” себя на остальных.

Эта статья призвана помочь вам в осуществлении качественных изменений себя и правильно понять, что же такое осознанное саморазвитие.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Формы саморазвития личности

В 80-ые годы ХХ столетия усилилось внимание исследователей к проблемам осознанных форм саморазвития личности. В исследовании явления саморазвития личности важной стала дискуссия, организованная на страницах журнала «Философские науки» в 1987 году, в ходе которой участники подчеркнули значимость осмысления феномена саморазвития личности.

Было предложено его рассматривать, во-первых, в моральной плоскости, во-вторых, как целостную деятельность личности, в-третьих, как высшую форму осознанного саморазвития личности.

Основными вопросами, которые были в центре внимания исследователей, стали: выявление сущности понятия самосовершенствования личности, его сопоставления с понятием «смысл жизни»; соотношение самосовершенствования личности с самосовершенствованием общества и тому подобное.

Формы саморазвития личности

Проблемы саморазвития личности

Формы саморазвития личности неразрывно связаны и с проблемами, которые сопровождают каждого человека на пути его становления. Большинство советских философов и идеологов углублялись в тему самопознания для «разведки», более четко формулируя мысли, достигая целостности и понимания.

Вот тезисы, которые кратко характеризуют позицию Д.И. Дубровского на эту тему:

  1. Саморазвитие касается целостного изменения личности и не может сводиться к улучшению лишь отдельных качеств и способностей, его нельзя толковать формально, то есть исключительно в плане улучшения, развития определенного качества, независимо от системы координат общечеловеческих ценностей и конкретно-исторического подхода к оценке качеств, которые совершенствуют.
  2. Если доминирует функциональный, прагматичный подход к саморазвитию, то исчезает предел между добром и злом: достижение полезных целей путем лжи, насилия, разнообразных негативных поступков также предусматривает определенную «работу над собой», также нуждается в совершенствовании соответствующих способностей.
  3. Настоящее саморазвитие берет за основу моральные качества человека, и базисными критериями здесь должны быть выверенные всей историей цивилизации общечеловеческие ценности.
  4. Анализировать феномен саморазвития нужно в моральной плоскости, потому что его главный аспект моральный, что предусматривает решения целей и заданий этого процесса в моральном русле, поскольку вне морали нивелируется весь позитивный смысл саморазвития.

Перфеникционизированная теория идеала М. А. Кисселя 

  1. «Самосовершенствование можно определить как процесс приближения личности к идеалу», оно не ограничивается определенной способностью человека, а охватывает всю ее духовную основу как противопоставление функциональности, частичности личности.
  2. Процесс саморазвития касается целостного изменения личности, не сводясь к одностороннему усовершенствованию определенных качеств.
  3. Саморазвитие «можно определить как процесс развертывания личности в человеке», «как путь к человеку, который понимается в возможно широком философском смысле, то есть способ возвращения к себе от отчуждения, возвращения к «самости» от функциональной раздробленности».
  4. Процесс саморазвития при этом определяется как достижение духовного богатства, воплощение в жизнь высших ценностей индивидуальных стремлений, которые принимают уже не в их чистой идеальности, а как такие, которые реализовались в действительности.

Формы саморазвития личности всегда имели процессуальный характер, их разбивают на планы или даже схемы действий, протекающие в голове человека. Все они имеют эмпирическое проявление и их нельзя рассматривать вне основных сфер человеческой деятельности.

Саморазвитие человека без действия — фикция, ведь оно не подкреплено ничем, кроме мыслей о росте и развитии внутренних качеств. Действия же — это процесс, который носит непрерывный характер и протекает изо дня в день.

Процесс самосовершенствования личности в своем наивысшем проявлении предусматривает отказ от своего собственного индивидуального существования, когда происходит «процесс преодоления «личностного «его» и слияния с более высоким, что является уже сверхиндивидуальным, разворачиваясь со среды самой личности, а не как выполнение какого-то внешнего приказа», хоть бы в форме морального императива.

Формы саморазвития личности

Выводы:

В 80-тые годы ХХ столетия стали актуальными вопросы сопоставления объективного и субъективного, воспитания и самовоспитания, сущности и содержания последнего феномена. Постоянный анализ места и роли, средств и направлений саморазвития человека.

Поднялась и проблема формы саморазвития как таковой, занялись изучением объектов и субъектов данных форм, а также ролью самовоспитания, самосозидания и самосовершенствования в жизни отдельной личности и общества.

Формы саморазвития личности

Формы саморазвития

Так же, как и отечественные исследователи, некоторые англоязычные научные работники, например, Дж. Пассмор, считают нужным конкретизировать содержание понятия «саморазвитие»: безусловной является потребность различить «саморазвитие» личности в моральном плане и «саморазвитие» ради достижения четкой, конкретной цели.

Именно поэтому в работах авторов встречаются словосочетания «техническое саморазвитие», «практическое саморазвитие» или «собственное саморазвитие» и осуществляются попытки провести разницу между ними.

Пассмор выделяет три разных формы саморазвития личности, которые, тесно связанны с направлениями в пределах понятия «самосовершенствование», а именно:

  • техническое саморазвитие, которое выражается в выполнении с максимально возможной эффективностью какой-то конкретной работы;
  • саморазвитие в повиновении, которое выражается в повиновении приказам высшей власти Бога или представителей элиты;
  • телеологическое самосовершенствование, которое выражается в достижении той цели, в которой природа конкретного человека найдет финальное удовольствие.

Вполне очевидно, что когда человек самосовершенствуется для выполнения какой-то роли в обществе, хочет быть специалистом в какой-то сфере, то это в любом случае не допускает, что он развивается и для выполнения других задач, других ролей. Имеет ли такое самосовершенствование — многие философы называют его «техническим самосовершенствованиям» — четкое отношение к человеку как таковому, к его внутренней сути — таким вопросом задавалась философия практически всегда.

Быть человеком — не профессия. Это призвание, которое не должно быть оправдано какими-либо социальными или научными достижениями.

Формы саморазвития личности

Анализ форм саморазвития личности

Анализируя разные формы саморазвития, Дж. Пассмор пришел к выводу, что способность человека к усовершенствованию может означать несколько подходов восприятия.

В особенности, он отметил такие:

  • есть какое-то задание, в исполнении которого каждый человек может развиваться технически (техническое саморазвитие);
  • человек способен полностью покориться воле Бога или представителя элиты (саморазвитие в повиновении);
  • он может стремиться быть свободным от любых моральных дефектов (моральное саморазвитие);
  • он может сделать себя существом, совершенным метафизически (метафизическое саморазвитие);
  • он может вести себя как идеально совершенное человеческое существо (подражательное саморазвитие, которое может быть определено в терминах адекватности определенной модели);
  • он может сделать себя существом гармоничным и упорядоченным (эстетическое саморазвитие);
  • он может стать богоподобным (богоподобное саморазвитие);
  • он может стремиться к своей естественной цели (телеологическое саморазвитие).

В отличии от самовоспитания, которое может иметь и асоциальную направленность, саморазвитие наполняет моральным, гуманистическим содержанием все проявления активности личности, обеспечивая достижение ею духовно-моральной целостности, моральной чистоты.

Тенденция различения понятий «собственное саморазвитие» и «техническое саморазвитие», основанная в англоязычной литературе Дж. Пассмором, не приобрела дальнейшего надлежащего развития. Она так и осталась явлением сугубо индивидуальным и даже прослыла субъективным подходом к классификации форм саморазвития.

Формы саморазвития личности

Каждый может составить мнение по этому поводу опираясь лишь на собственные доводы и догадки. Незаменимым в этом круговороте остается лишь опыт. Он то и дает толчок и развитие, он придает поступкам осознанности и целенаправленности.

Изучайте себя и покоряйте свой собственный мир, ведь внутри каждой личности скрыто немало тайн и способностей, которые еще предстоит раскрыть.

Так же вам может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *