Исследование стресса: развеиваем мифы о причинах его возникновения

Исследования стресса проводятся в психологии, социологии, медицине, физиологии. Каждая из этих наук дает свое определение стресса. Некоторые ученые утверждают, что понятие стресса настолько размыто, что от него нужно отказаться. Другие ученые считают, что это настолько разноплановая и комплексная проблема, что имеет право на существование разных определений этого феномена, в зависимости от научного направления.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Сам термин «стресс» означает напряжение, давление. В психологии и медицине этот термин используется для обозначения очень многих состояний человека, которые возникают как ответная реакция на экстремальные воздействия или ситуации. Впервые понятие стресса появилось в физиологии. Его изучал Г.Селье, который обозначил его как «общий адаптационный синдром» — ответ организма на неблагоприятное влияние. Лишь потом этот термин стали употреблять в остальных отраслях науки и объясняли ним физиологическое, психологическое, поведенческое состояние человека в экстремальных условиях.

Исследования стресса

Во многих книгах, посвященных вопросу стресса, часто встречаются такие понятия, как стресс, напряжение, эмоциональный стресс. Эти понятия не разграничиваются, что еще больше усложняет изучение этой проблемы.
Стресс — это реакция организма на критические ситуации в жизнедеятельности человека.

«Ситуация “невозможности”, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних “необходимостей ”своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей»
В.Ф. Василюк

Критические ситуации описываются такими понятиями как стресс, кризис, конфликт. Все зависит от того, какую жизненную необходимость человек не может реализовать. Также большую роль играет тип активности человека, как он может справляться с разными условиями жизни. С другой стороны, сильное переживание конфликта или кризиса приводит к стрессу.

Еще в 1970 году С. Левин и Н.Скотт, проанализировав работы многих исследователей стресса, говорили о том, что термин «стресс» совершенно неопределен. Это связано с тем, что концепция стресса изучалась в различных дисциплинах и конечно ученые имели различные взгляды на эту проблему. Во вторых, изначально стресс изучали не ученые, а клинически ориентированные исследователи. В третьих, само слово «стресс» подразумевает как реакцию на действие каких-то стрессоров, так и эмоциональные переживания человека.

Научная литература использует понятие «стресс» как минимум в трех значениях:

  1. Стресс как событие, которое вызывает напряжение или возбуждение. Сейчас его стали заменять термином «стресс-фактор»;
  2. Стресс как психическое состояние напряжения или возбуждения. Это подразумевает эмоции, чувства и оборонительные реакции человека;
  3. Стресс, как физическая реакция организма на определенное требование к человеку или вредное воздействие. Так проявляется поддержка поведенческих действий и психическое преодоление этого состояния.

Н.Ризви выделил такие определения стресса:

  1. Иногда это понятие относят к состоянию беспокойства в организме, которое он стремится устранить или уменьшить. В таком смысле понятие стресса немногим отличается от неприятных состояний, таких, как тревожность или аверсивных мотиваций, слабой боли и диссонанса.
  2. Стресс также рассматривается как психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние внутреннего беспокойства или его подавления. Такие защитные от стресса реакции или индикаторы наблюдались в различных функциональных проявлениях, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
  3. Стресс определяется как событие или условие в физическом или социальном окружении, которое ведет к принятию мер по избеганию или к агрессии, принятию решения об устранении или ослаблении угрожающих условий. Такое понятие как «стрессоры» подобно понятию опасность, угроза, давление, конфликт, фрустрация и экстремальная ситуация.
    Таким образом, отсутствует точное определение стресса, а различные попытки исследователей в этом вопросе все еще фрагментарны и неопределенны.

Психологический стресс – это состояние, которое определяется выбранными целями человека, которые объясняют мотивы деятельности. Выбрав цель, человек начинает действовать и «окрашивает» свои мотивы эмоционально. Он начинает волноваться, переживать, чувствует напряжение, отсюда и возникают понятия «эмоциональная напряженность» и «эмоциональный стресс».

Виды психической напряженности

И.Н.Наенко в своей работе описывает роль эмоций в совершении и регуляции деятельности человека. Мотивация и эмоции человека играют важную роль в формировании психической напряженности. Поэтому он выделяет 2 вида психической напряженности:

  1. Операционная психическая напряженность определяется мотивом деятельности, которая совпадает с целью или близка к ней;
  2. Эмоциональная напряженность определяется мотивом самоутверждения личности в деятельности, которая резко расходится с целью, поэтому сопровождается сильными переживаниями, негативной оценкой своей деятельности.

Психическая напряженность – это реакция организма и личности на экстремальную ситуацию. Эта реакция зависит от адекватности и восприимчивости человека, от его индивидуальных особенностей и способности регулировать свое поведение в этой ситуации.

Исследования стресса

Многие исследователи не проводят разграничений между понятием «эмоциональный стресс» и «эмоциональная напряженность», но разница есть. Стресс – крайняя степень эмоциональной напряженности. Это состояние, которое оказывает сильное отрицательное влияние на деятельность человека.

Эмоциональная напряженность характеризуется повышенной активностью организма и личности, но адекватной тем условиям, в которых оказался человек.

Разные исследователи до сих пор под эмоциональным стрессом подразумевают разные состояния организма и личности: начиная от простого напряжения до состояний патологии в психике, которые развиваются вследствие длительного или повторного напряжения.

В концепции Г. Селье четко объясняется, что стресс – общий адаптационный синдром. Главным критерием возникновения которого, является именно психологическая сущность человека. От него зависит развитие эмоциональных реакций на то или иное воздействие.

Трудно с этим не согласиться, ведь человек мнительный и эмоциональный более подвержен стрессам, так как на все реагирует остро и болезненно. А человек, психика которого стойкая, он уверен в себе, может вообще никак не отреагировать на такую же ситуацию.

В процессе исследования стресса, Ю.А. Александровский приходит к тому, что центральная нервная система играет главную роль в формировании общего адаптационного синдрома. Поэтому стресс – напряжение или перенапряжение метаболической адаптации головного мозга, которые ведут к повреждению организма на всех уровнях его организации.

Эмоции очень сильно влияют на мотивационно-поведенческие реакции человека. Именно эмоциональное напряжение приводит к стрессу. Р.Лазарус характеризует стресс как обусловленное угрозой эмоциональное переживание, которое влияет на способность человека эффективно осуществлять свою деятельность. Естественно, что продуктивность без стресса значительно повышается.

Термин «стресс» в медицине

Медицина изучает не причину, а уже конечную фазу эмоционально–стрессового процесса. Фазу, на которой уже возникают патологические заболевания.

Исследования стресса

А.В. Вальдман, М.М. Козловская и О.С. Медведев говорят о том, что в явлении эмоционального стресса следует различать:

  1. Комплекс психологических реакций человека на значимые для него ситуации. Его субъективное восприятие этой ситуации как негативной ( как угроза, дискомфорт, конфликт);
  2. Процесс адаптации к негативному субъективному состоянию;
  3. Состояние дезадаптации, которое приводит к нарушению регуляции поведения.

Все эти состояния стресса в результате приводят к физиологическим сдвигам в организме. Происходит нарушение вегетативной и эндокринной системы, гормональные сбои.

Исследования стресса в области медицины также привнесли путаницу в это понятие, так как некоторые ученые отождествляют понятие «стресс» с конфликтом, тревогой, защитной реакцией и фрустацией.

Результаты стресса

  1. Стресс затяжной, резкий носит разрушительный характер. Часто люди, чтобы заглушить внутреннюю боль и неудовлетворенность, начинают принимать алкоголь, наркотики, психотропные вещества. Совершают необдуманные поступки, погружаются в азартные игры или меняют сексуальные предпочтения. Все это лишь усугубляет психическое состояние.
  2. Вследствие стресса нарушается привычный режим жизни. Страдают сердечно-сосудистая, эндокринная система и органы ЖКТ. Вырабатывается большое количество гормонов, что приводит часто к онкологии, излишек глюкокортикоидов вызывает дистрофию мышц.
  3. Происходит дегенерация клеток мозга, задержка роста и снижение секреции инсулина;
  4. Происходит сужения круга общения из-за неадекватности поведения человека или же он сам замыкается в себе;
  5. Портятся отношения в семье из-за частых скандалов, ссор на фоне стресса;
  6. Ухудшается материальное благосостояние. Человека могут уволить с работы по причине снижения продуктивности труда.

В связи с огромным количеством заболеваний на фоне стресса появилось новое направление в медицине – психосоматическая медицина. Она занимается разными формами стресса, которые вызывают патологические изменения, и провоцирует болезни.

Анализ литературы свидетельствует о том, что исследование стресса с момента появления этого понятия до сегодняшнего дня претерпело существенные изменения. Расширилась не только сфера его применения, но и исследовались разные аспекты этой проблемы. Его причинность, регуляция, проявления и преодоления.

Часто в литературе встречаются понятия рабочего, профессионального, информационного и семейного стресса. Это все считается разновидностью психологического стресса, который вызван определенными экстремальными ситуациями. Человек в силу своих личностных особенностей остро негативно на них отреагировал.

Исследования стресса подтверждают, что стресс – это психологическое заболевание, которое влияет на физическое и эмоциональное здоровье человека. Оно зависит не столько от внешних факторов или экстремальных ситуаций, как от реакции человека на ту или иную проблему.

Исследования стресса

Исследования стресса помогают развеять основные мифы о стрессе.

  • Стресс не может навредить моему здоровью.
    Научно-доказано, что стресс не только вызывает болезни, но может и убить человека
  • От стресса страдают только слабые люди
    От стресса страдают и сильные люди, которые ставят перед собой слишком сложные задачи и труднодостижимые цели. Это ведет к усталости, перенапряжению и в следствии к стрессу.
  • Человек не может контролировать появление стресса
    Появление стресса зависит от ваших мыслей и реакций на обстоятельства. Если вы научитесь контролировать свои мысли и эмоции, вы сможете контролировать и появление стресса.
  • Счастливая жизнь должна быть без стрессов
    Человек ставит перед собой цели, ему необходимо преодолевать препятствия на свое пути. Любое препятствие – стресс. Без него невозможна сама жизнь. Вопрос лишь в том, как вы будете на все реагировать.
Так же вам может быть интересно: