Основные критерии в саморазвитии личности педагога: самоорганизация и профессиональные навыки

В этой статье речь пойдет о том, насколько важно саморазвитие личности педагога в современном мире, способы, которыми можно достичь личностного роста и развитие творческого подхода к работе учителя.

Образование — важный фактор, определяющий развитие современного общества. С его помощью личность развивается, как индивидуальность с неповторимым своеобразием в познании мира. в

Профессиональной деятельности раскрывается личность педагога, его мастерство. Именно в студенческие годы будущий педагог получает первый опыт.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Подготовленность к жизни молодого поколения, его возможности к саморазвитию зависят от уровня профессионализма педагога, его развития в профессиональной сфере.

Современный педагог обязан быть открыт ко всему новому, идти в ногу со временем, понимать особенности развития детей, их психологию. Знать свой предмет не достаточно, нужно быть всесторонне развитым.

Внешние и внутренние условия воздействуют на профессиональное саморазвитие учителя:

  1. Внешние условия: профессиональная среда, система учреждений для повышения квалификации, свободное время.
  2. Внутренние условия: желание развиваться, познавать себя, обновлять знания, стремиться к пониманию своих желаний, целей и средств достижения.

Саморазвитие — способ реагирования на внешнюю среду через осознанный процесс, направленный на изменение в личностной сфере (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной),

В. А. Сластенин выделяет в саморазвитии личности будущего педагога несколько критериев:

· самоорганизацию деятельности и качественные изменения в личности;
· профессиональное самообновление педагога;
· замена привычных способов профессиональной деятельности;
· решение предметных задач через различные направления (психологические, педагогические, организационные);
· восприятие деятельности окружающей среды, как возможность профессионального развития.

Механизмы, помогающие в саморазвитии педагога:

личность педагога

  • принятие своего «Я», признание себя, самосознание;
  • понимание границ своего «Я»;
  • самоактуализация «Я» в человеке;
  • самореализация через потенциал своего «Я»;
  • самодеятельность, которая помогает раскрыться таланту, формирует мастерство;
  • саморегуляция, способствующая управлять собой в различных ситуациях;
  • самостроительство – целенаправленное развитие собственных способностей, качеств и сторон личности;
  • самоидентификация, позволяющая выделять себя. Как индивидуальность, несхожую ни с кем другим;
  • самооценка, позволяющая определить уровень «себя актуального» и «себя потенциального».

Таким образом, образование — самосовершенствования самого себя, непрерывный процесс саморазвития и самопознания.

Самопознание — это процесс познания своих отношений с другими людьми, себя самого и черт характера, интеллектуальных особенностей, своих потенциальных и актуальных свойств. Самопознание требует анализа своего образа жизни, оценивания качества средств к самопознанию. Требования жизни и собственное несовершенство толкают на работу над собой, сглаживание противоречий между ними через преодоление себя, социальную активность. Но самосовершенствование не может постоянно проявляться через недовольство собой. Человек должен уметь смотреть на себя с позитивной стороны, понимать, что он уникален, несхожий на других, имеющий собственное достоинство.

Самопознание — способ саморазвития будущего педагога, как личности.

Для самопознания необходимо:

  •  самонаблюдение (анализ своей деятельности);
  • сравнение. Его можно совершить с помощью психологических игр по схеме «был-стал»;
  • самоанализ (творческая деятельность);
  • понимать и анализировать три «Я»: «Я» в моем представлении (Что я знаю о себе?), «Я» идеальное (Каким я хочу быть?), «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?). Данный прием можно проводить, посещая групповые беседы или тренинги, на индивидуальных занятиях.

Программа личностного саморазвития педагога – важный инструмент на пути к саморазвитию в педагогике.

Основные направления реализации программы:

  1. Расширение образованности.
  2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
  3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков)
  4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
    Л. Н. Толстой еще в юношеском возрасте разработал программу самосовершенствования, состоящую из трех разделов:
  5. становление культурного человека, через совершенствование качеств ума;
  6. развитие внутреннего мира, в особенности души;
  7. научиться уважать себя, не поддаваясь нравственным порокам (бесхарактерности, раздражительности и лени),
  8. «Проект самого себя» — создание программы самосовершенствования, которая основывается на «Я-концепции» и раскрывает картину относительно поведения и личностных качеств.

Содействие самопознания и саморазвития проявляется в таких формах как:

  • научно-практический семинар;
  • теоретический семинар;
  • семинар-практикум;
  • индивидуальная консультация;
  • проектирование индивидуальной программы в саморазвитии;
  • социально-психологический тренинг;
  • деловая игра.

Педагог сможет достичь успешного становления себя, как личности, за условия, что примет себя самого таким какой есть, примет свое место в профессии и положительной оценит свои способности.

Образованность и квалифицированная компетентность педагога — это умения применять свой опыт в различных ситуациях, умение применять основы профессиональных знаний, ориентирование в большом потоке научной информации, анализ новых педагогических схем обучения и программ. В работе педагога привычная ситуация, когда нужно уметь моментально анализировать, предусмотреть, творчески подойти к решению ситуации. Поэтому, особенно актуальной является разработка вопросов для формирования активной личности в творческом направлении как в рамках среднего, так и высшего образования

Для формирования творческого потенциала будущего специалиста нужно:

 

  • специальная программа профессионально-творческого обучения, обогащенная творческой средой, базирующаяся на широком спектре различных эмпирических задач;
  • психолого-педагогическая поддержка и содействие студентов в приобретении творческого опыта;
  • создание определенного положительного психологического микроклимата;
  • профессиональный образец креативного поведения педагогов.

Мы говорим о педагоге-исследователе. Это учителя, обладающие талантом и высоким уровнем педагогического мастерства. Такие педагоги имеют собственную оригинальную педагогическую концепцию. Она разработана с учетом новизны и практической значимости. Быстро привлекает определенный круг учителей-коллег, занимающихся экспериментально-исследовательской работой. Тем самым развивая педагогические идеи.

Благодаря собственной системе учебно-воспитательной работе их ученики стают успешными: поступают в престижные заведения, становятся победителями всяческих конкурсов областного, государственного уровня. Учитель-исследователь имеет ярко выраженные склонности и способности в творческой деятельности. Он способен решить педагогические проблемы с помощью методологической культуры, активной позиции и умением видеть между строк. Что касается учебно-воспитательной работы, то здесь ярко прослеживается творческий подход: поиск новых решений и возможностей, чтобы повысить качество и эффективность педагогического труда. Такое решение становиться незаменимым в развитии личностных качеств подопечных.

Благодаря постоянной работе и творческим поискам, учитель-исследователь работает увлеченно, что непременно передается его ученикам. Такой человек обязательно имеет различные научные публикации, привлекающие внимание коллег. Педагогическая импровизация – важнейший элемент в педагогическом творчестве и его саморазвитие.

С одной стороны, педагогическая импровизация — фрагмент педагогической деятельности, в которой учитель осуществляет творческое преображение педагогических знаний, умений при решении педагогической задачи.

Исследования показали, творческое саморазвитие педагога – это сложная, многоуровневая работа. Творческое саморазвитие педагога — это системообразующиеся компоненты: творческая самореализация и самоопределение, самоуправление, самосовершенствование.

Проанализировав компонентный состав культуры творческого самосовершенствования индивида педагога можно сказать, реализация потенциала определяется:

  • необходимостью профессионально самосовершенствоваться;
  • уровнем признания своих профессиональных и личностных возможностей, качеств.

Реализуя творческий потенциал, педагог испытывает некоторые трудности. Это происходит в связи с тем, что не хватает методологической культуры, исследовательских навыков и способностей. Такая ситуация провоцирует профессиональное разочарование, эмоциональное выгорание через неоправдание своих ожиданий.

Таким образом, именно на этапе подготовки в педагогическом колледже (вузе) должны учить к профессионально-педагогической функционированию творческой самореализации. Развитие творчества требует осознания собственных возможностей и потенциала и только потом применения «Я – концепции». Важной составляющей саморазвития есть – сравнение. Педагог, чтобы стимулировать действия к определению ценностных ориентаций, профессиональному мастерству, развитию творческих способностей, должен проанализировать свое прошлое и будущее. Это нужно, чтобы стать креативным, современным, начать творить и развиваться. «Я-концепция» в творческом саморазвитии тесно связана с умением объективно оценивать свои способности и личностные качества, верой в собственные силы.

Реализуя творческий потенциал, можно ответить (или постепенно отвечать) на такие вопросы:

саморазвитие педагога

  1. Что я смогу увидеть нового в данной ситуации для себя/профессии?
  2. Что это даст для моего саморазвития, для улучшения качества жизни моей и окружающих, просвещения, обучение школьников?
  3. Что меня ждет в будущем, следуя новому не только в повседневной жизни, но и в профессиональном направлении?
  4. Чем новое лучше старого? Стоит ли следовать ему? Какая полезность от него для меня и других?
  5. Смогу ли я с новым выбором развития сделать лучше свою жизнь, окружающих, профессиональною среду?
  6. Что нужно развивать для достижения цели?
  7. Как нужно работать в направлении образования и самообразования?
  8. Какие принципы и правила необходимо соблюдать, чтобы достичь своих целей?

Чем чаще мы будем задумываться о своей деятельности в направлении саморазвития, тем больше вероятность, что вы не разочаруетесь в своем выборе в плане профессии.

Чтобы сделать существенной свою жизнь и реализовать потенциал специалиста нужно:

  1. Четко понимать, какая проблема нуждается в решении, чтобы открыть себе дорогу к получению целей.
  2. Целенаправленно искать все возможные решения проблемы, пробовать различные методы.
  3. Максимально открыться: откинуть страх и неуверенность, проводить эксперименты, решиться на рисковые варианты в поисках адекватного решения проблемы.
  4. Не полагаться на применение стандартных решений ко всем направлениям проблем.
  5. Помнить, что жизнь — это чудесное явление и подход к ней следует выбирать творческий.

Освоив жизнедеятельность в творческом амплуа, нужно пробовать переносить полученные навыки и умения на профессиональную деятельность.

Саморазвитие в сфере педагогики – это большая наука, своеобразное искусство. Чтобы воспитать достойное новое поколение, педагогу самому нужно стать человеком, который способен быть вдохновением и примером для подражания.

Так же вам может быть интересно: