Первые научные обоснования исследования личности: системное развитие личности

Системное развитие личности изучается до сих пор в зарубежной и отечественной психологии. Сейчас существует множество теорий структуры, становления человека. Психологи давно пытаются разобраться в основных составляющих зрелой здоровой персоны. В данной статье мы рассмотрим наиболее известные системные подходы в развитии личности, их особенности, отличительные черты.

Интерес к изучению особенностей становления субъекта возрос в 60-е годы. Ученый Б. Г. Ананьев обратил внимание, человек играет важную роль в совершенствовании науки, мира в целом. Подробное изучение личности является актуальным. Данная информация сразу разлетелась по миру. К похожим выводам пришел отечественный исследователь Б. Ф. Ломов. Ломов считал главной тенденцией становления науки изучение проблем индивидуального развития.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!
Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию... Читать подробнее..

Первым зарубежным автором, который начал изучение структур индивида, можно назвать Тейяра де Шардене. Тейяр де Шардене в 1938-1940 годах писал: «Человек как «предмет познания» является ключом ко всей науке о природе». Изучение персоны является самой высокой степенью развития эры науки. Поняв природу человека, можно более подробно изучить реальность. Именно человек отражает происходящее вокруг.

Исследователи психологии утверждали, полное познание человеческой природы возможно при понимании личности как единой системы. Системность включает исследование человека, как индивида, субъекта, индивидуальности. Аверин В. А.: «Личность — основная производительная сила человечества, субъект деятельности, познания, это подчеркивает его целостную природу, системность».

Составляющие каждого индивида очень сложна, многогранна. Изучение ее длится до нашего времени в разных направлениях.

Основные структурные компоненты личности

системное развитие личности

Когда в науке появилось понятие «личность», психологи проявили интерес к исследованию ее основных компонентов, взаимосвязей структур индивидуума, особенностей функционирования.

Одним из первых конструктивные элементы индивида попытался изучить психолог У. Джемс, написав книгу «Личность», где подробно описал свои теории человеческого развития на протяжении жизни.

Джемса выделил три основных класса составных элементов персоны:

  • физическая личность;
  • социальная;
  • духовная.

В основе физической личности лежит телесная организация нашего тела. Без физической особенности жизнеспособность невозможна. Это основополагающий элемент жизни любого человека. Все остальные структуры дополняют данный класс компонентов, обогащают, развивают.

Социальную личность Джемс называет общественной. Она определяется признанием индивидуальности особы другими людьми. Для каждого из нас важно принятие другими. Трудно представить себе жизнь, где близкие не проявляют никакого внимания. Количество социальных структур определяется людьми, которые принимают наше становление на протяжении всей жизни. Признание обуславливает развитие уверенности, целеустремленности, высокой самооценки.

Под духовной личностью понимается совокупность состояний сознания, конкретных способностей и свойств. Данная структура определяет возникновение эмоций, чувств, переживаний индивидуума. Это своеобразность внутреннего душевного мира человека. С помощью духовного компонента мы можем мыслить, творить, выражать свои чувства, настроения.

Концепции системного развития личности советскими психологами

В советской психологии многие известные авторы ставили изучение человека на первый план. Системное развитие личности было актуальной темой исследования многие годы. Сейчас изучение данного направления активно продолжается. Советские психологи подробно изучали составляющие индивида, механизмы взаимосвязи компонентов, особенности психологически здорового человека.

Наиболее известными исследователями системного развития личности можно назвать А. Ф. Лазурского, А. Г. Ковалева, К. К. Платонова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божовича. Кратко рассмотрим основные понятия каждой из этих теорий.

Согласно А. Ф. Лазурскому каждая персона является единством основных психологических механизмов – эндопсихики и экзопсихики. Эндопсихика включает все, что происходит внутри человека, способности, умения (мышление, воображение, память, эмоциоанальность, умственные способности и т. д.), а также является ядром человеческой личности. Содержание экзопсихики зависит от отношения человека к окружающему миру. Это отражение нами всего происходящего. Эндопсихика является непосредственной основой экзопсихики.

Системное развитие личности в исследованиях А. Г. Ковалева выступает совокупность различных психических процессов, состояний, свойств. Все эти особенности составляют определенный фундамент становления человека. Любое изменение психических состояний может изменять облик всей личности.
К. К. Платонов называет личность динамической системой, которая имеет способность развиваться во времени, менять свои основные компоненты и их взаимосвязи с сохранением основных функций. В основу строения системного развития личности, по мнению Платонова, входят моральные черты, приобретенные умения и навыки, индивидуальность психических процессов, особенности темперамента.

Суть концепции А. Н. Леонтьева: человеческая личность создается с помощью общественных отношений. В эти отношения человек вступает с помощью предметной деятельности. Именно с помощью деятельности можно совершить психологический анализ человека, разобраться в основных составляющих системного развития личности.

С. Л. Рубинштейн, изучая личностное развитие, определил, что строение человеческой персоны основывается на психических процессах и непосредственно зависит от них. Такая взаимосвязь обусловлена наличием индивидуальных особенностей. Ведь каждый человек обладает своими специфическими чертами и характеристиками, которые влияют на системное развитие личности.
Л. И. Божович основной системной особенностью строения индивидуума называет внутреннюю направленность. Именно направленность является признаком целостности структуры особы. Основой направленности выступает система доминирующих мотивов, где основные мотивы подчиняют себе другие. Формируется мотивационная сфера индивида. Описанная иерархия обеспечивает высокую степень устойчивости в различных условиях. Содержание направленности образует все личностные особенности и черты: интересы, стремления, переживания, способности. Направленность личности определяет не только комплекс различных особенностей, но и обуславливает строение каждого из них.

Концепции системного развития в зарубежной психологии

развитие системное

Зарубежные авторы тоже очень пристально пытались изучить личностное становление, определить основные его конструкции. Зарубежные психологи особую роль придавали эмпирическим исследованиям, пытались понять механизмы функционирования, взаимосвязи психологических компонентов каждого человека. Для этого изобретали множество психодиагностических методик.

Именно методики, тесты позволяют определить сложное строение особы. Среди всех известных зарубежных психологов внимания заслуживают Г. Оллпорт и Р. Кеттел, З. Фрейд, А. Маслоу и К. Роджерс.

Согласно Оллпорту и Кеттелу, персона состоит из внутренних психологических свойств, что порождает так называемую теорию черт. Люди отличаются лишь набором собственных отличительных особенностей, определив которые можно познать целостную личность.

Всем известна концепция системного развития личности Зигмунда Фрейда, согласно которой основой становления индивида есть три компонента: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — это бессознательное, включает влечения, потребности. «Я» – сознание человека, а «Сверх-Я» — представление нами своего идеального образа. Эти компоненты взаимосвязаны и функционируют как одно целое, способствуя становлению индивидуальности.

А. Маслоу, К. Роджерс являются представителями гуманистической теории, основа которой – стремление человека к самоактуализации, самосовершенствованию. Авторы считают, человек – система способностей, умений. Индивидуум имеет свойство развиваться, наивысшая вершина такого развития — достижение самоактуализации. Постепенно удовлетворяя свои потребности, люди поднимаются на ступень выше. Ступень за ступенью человек достигает самоактуализации.

Личностью не рождаются, а становятся

Описанные научные исследователи не являются единственными, кто изучал индивидуальное самосовершенствование. Невозможно разобрать все теории системного развития личности, поэтому в статье описаны наиболее популярные, известные. Формирование индивидуума изучали также Л. С. Выготский, К, Г. Юнг, В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев, С. Мерлин и много других.

Существует огромное количество концепций становления, самосовершенствования человека. Есть одна важная особенность каждой – личность является неким результатом человеческого развития. Любой психический процесс выполняет свою роль в формировании индивидуальности, и в конечном итоге становится определенным отличительным свойством. В процессе жизни и деятельности формируется зрелая и психологически здоровая персона. Рождаются человеком, личностью – становятся на протяжении жизненного пути. Таковы законы природы.

Так же вам может быть интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *